В Хари-бхакти-виласе говорится, что ученик ни в коем случае не должен быть
ленивым, иначе он не достигнет цели. Если ученик ленив и не стремится к
самосознанию, не хочет слушать указания духовного учителя и следовать им, то
чем ему поможет духовный учитель? Духовный учитель бросает ученику, тонущему
в океане материальных страданий, спасательную веревку духовного знания, но
ухватится он за нее или нет - это его выбор. Существует две категории людей,
- одни стремятся устранить причину страданий внутри себя, а другие вне себя.
Пока человек находится под влиянием внешних представлений о жизни, он не
видит необходимости принимать руководство духовного учителя. Но тот, кто
глубоко осознал необходимость внутреннего изменения, ощущает острую
потребность в его помощи.

В Бхагавад-гите (4.34) Кришна объясняет, как правильно нужно принимать
духовного учителя:

тад виддхи принипатена
парипришнена севайа
упадекшйанти те джнанам
джнанинас таттва-даршинах

"Чтобы узнать истину, вручи себя духовному учителю. Вопрошай его смиренно и
служи ему. Осознавшие себя души могут дать тебе знание, ибо они узрели
истину".

В этом стихе выделяется 3 качества, которыми должен обладать ученик:
o пранипатена - необходимо смиренно склониться перед духовным учителем.
Гордость делает человека невосприимчивым и не позволяет ему учиться. Не
заняв смиренного положения по отношению к гуру, ученик не сможет слушать.
Следует думать следующим образом: "Я ничего не знаю об Абсолютной Истине. Я
просто должен слушать своего духовного учителя (гуру)". Тот, кто думает, что
знает все, на самом деле не знает ничего. Итак, слушать нужно смиренно и с
открытым сердцем.
o парипрашнена - размышлять над услышанным и смиренно задавать вопросы
духовному учителю.
o севая - готовность служить духовному учителю, желая доставить ему радость.
Служение гуру закрепляет отношения с ним и помогает нам стать смиреннее.
Более того, к нам переходят качества тех, кому мы служим.

Замечательный комментарий к этому стиху дал А.Ч Бхактиведанта Свами
Прабхупада, отрывок из которого мы приводим в этой статье: "аУченик должен
беспрекословно выполнять все указания духовного учителя и, отбросив гордыню,
служить ему, не гнушаясь даже черной работой. Секрет успешной духовной жизни
заключается в умении удовлетворить осознавшего себя истинного духовного
учителя. Пытливость и смирение - вот два качества одинаково необходимые для
того, чтобы постичь духовную науку. До тех пор, пока мы не станем послушными
слугами истинного духовного учителя, наши вопросы к нему не принесут
желаемого результата. Каждый должен пройти через проверку, устроенную
духовным учителем, и, когда учитель убедится в искренности ученика, он
обязательно благословит его и откроет ему истинное духовное знание. В этом
стихе Господь отвергает как слепое следование учителю, так и обращение к
нему с бессмысленными вопросами. Надо не просто смиренно внимать духовному
учителю, но и, став его послушным слугой и задавая ему вопросы, составить
ясное представление о духовной науке. Истинный духовный учитель всегда добр
к ученику, поэтому, если ученик послушен и с готовностью служит учителю, он
получит от него ответы на все вопросы и сможет обрести совершенное знание".

В конечном счёте, ученик должен видеть в духовном учителе представителя
Верховного Господа, что подтверждается в следующем стихе из Шримад
Бхагаватам{11.29.6.}: "ачарья чаитйа вапуша сва гатим вйанакти" - "Чтобы
указать обусловленному живому существу путь к Себе и даровать ему
освобождение, Господь проявляется в двух образах - извне как ачарья
(духовный учитель) и снаружи как Сверхдуша".

Таким образом, если все эти правила, касающиеся квалификации гуру и ученика,
соблюдены, то, как утверждается в Чхандогйа Упанишад{6.14.2}: "ачарйаван
пурушо веда"- тому, кто следует истинному ачарье (духовному учителю),
находящемуся в цепи ученической преемственности, открывается сокровенный
смысл Бытия, и он обретает способность видеть всё в истинном свете.