Чтобы избежать сонливости и достичь максимальной концентрации можно сидеть в
сиддхасане или падмасане, которую Господь Брахма использовал при чтении
Гопала мантры. "Сидя таким образом и повторяя, человек может держать свое
тело прямо и это поможет в процессе повторения; иначе можно заснуть."

(ШБ 7.15.31 к.)

===

Вопрос: Посоветуйте пожалуйста, как лучше учить перевод шлок.

Ответ Шрилы Бхактивигьяны Госвами:

Если вы учите шлоки на санскрите, то чтобы запомнить перевод, постарайтесь
понять, как он получается из санскрита, так чтобы вы всегда могли объяснить
смысл шлоки своими словами.

Что же касается любого заучивания наизусть, то человечество не придумало
лучшего метода, кроме как слушать то, что мы хотим выучить снова, снова и
снова. Просто запишите на магнитофон все, что вы хотите выучить наизусть и
прослушайте много раз. Так все шлоки сами войдут в вашу память.

===

Поэтому у благочестивого человека в трудную минуту нет иного выхода, кроме
как искать прибежища у лотосных стоп Господа. Постоянно помнить о лотосных
стопах Господа - значит готовиться к освобождению от рождения и смерти.
Поэтому если нам и приходится сталкиваться с так называемыми бедствиями, мы
должны приветствовать их, так как они дают нам возможность помнить о
Господе, а это и есть освобождение.
Лотосные стопы Господа - самый подходящий корабль, на котором можно пересечь
океан невежества, и каждому, кто нашел у них свое прибежище, также легко
достичь освобождения, как перепрыгнуть через след от копыта теленка. Таким
людям уготована обитель Господа, и их ничто не связывает с местом, где
опасности подстерегают нас на каждом шагу.
(Ш.Б. 1.8.25, коммент.)

===

Святое Имя -- главное мурти в век Кали
Из лекций ЕС Радханатхи Свами

Когда мы учимся служить преданным, служить духовному учителю, служить
Вайшнавам, и когда мы приближаемся к божеству Господа в этом же настроении, то
Кришна желает проявить Себя нам.
Святое Имя это мурти, которому поклоняются. Фактически в век Кали это - самое
важное мурти или форма Господа.
Мы делаем нашу жизнь сосредоточенной вокруг Божества в храме, потому что это
помогает нам в действительности облегчить путь к Нему через Его Имя. Все, что
мы делаем при поклонении Божеству, связано с Именем Кришны.

===

Что такое грех?

"Когда человек становится чрезмерно зависимым от дурной привычки, о нем
говорят как о впавшем в зависимость. Эту зависимость также можно назвать
грехом.

Слово грех, на английском "sin", происходит от санскритского "sunder" что
означает отдалять. В свою очередь это слово связанно с санскритским корнем
"sanutar" что означает- далеко.

Таким образом грех это привычка которая отдаляет нас далеко от нашей
истинной сущности и Бога."

( Из лекции Шрилы Сухотры Свами)

===

Кришна не доволен, когда мы пытаемся попасть к Нему напрямую. У него уже и
так все есть. У него есть мать, которая заботится о Нем. Ему не нужно другой
матери, которая бы не служила Яшоде. У него уже есть Рдхарани и Ему не нужен
никто другой - но Он радуется, когда у Радхарани появляется новый помощник.
У Него уже есть Свои друзья, и самозванец, который будет навязывться в
друзья Кришне, будет его только раздражать. Поэтому высшее положение - это
слуга слуги. Он хочет, чтобы все вернулись к Нему, но Он хочет, чтобы мы
сделали это через преданных, с их помощью и при их посредничестве,
привязавшися к преданным и служа им.

(Из лекции Бхакти Видья Пурны Свами)

===

вирачайа майи дандам дина-бандхо дайам ва
гатир-иха на бхаваттах качид-анйа мамасти
нипатату шата-котир нирбхарам ва навамбхас
тад-апи кила пайодах стуйате чатакена

О Дина-бандху! Томимая жаждой птица чатака с мольбой смотрит в небеса.
Прольет ли туча на нее влагу или разразится молнией, чатака никогда не
перестанет умоляюще взирать на небо, ибо ей неоткуда больше ждать милости.
Точно так же и я. Накажешь Ты меня или одаришь милостью, я приму от Тебя
все, потому что нет у меня иной опоры в этом мире. Поступай со мной, как
Тебе будет угодно.

(Шри Рупа Госвами, "Става-мала")

===

Почему же мы забываем о своих прошлых жизнях? Если ум один и не
меняется - почему мы не помним того, что случалось с нами раньше? Потому что ум
соединен с чувствами, которые в свою очередь соединены с объектами чувств, и
когда одно отрывается от другого, ум переживает шок, который воспринимается как
смерть. (11 Песнь ШБ Уддхавагита,гл.22). Ум слишком погружается в наслаждения и
старадания, которые он испытывает в данный момент, и потому приходит забвение о
предыдущей
жизни и главное, забвение о своей истинной неизменной природой.
Подобно тому как когда мы спим и видим сон, мы не помним предыдущий сон.
(Из конспектов лекций Бхакти Вигьяны Госвами, 6.12.95, Сочи)

===

В "Мукунда-мала-стотре", написанной царем Кулашекхарой, есть такая молитва:
"О Мой Господь, Ты даешь освобождение живым существам от адских условий
материальной жизни, но для меня это не так важно. Мне все равно, достигну ли
я райских планет, останусь на земле или буду низвергнут в ад. Я молю лишь об
одном - в момент смерти помнить Твои прекрасные стопы, подобные лотосам,
расцветающим в осеннюю пору".

(Нектар Преданности стр.322)

"Медитация, объектом которой являются лотосные стопы Господа, трансцендентна
и выше опыта мирских страданий и наслаждений. С помощью такой медитации даже
отъявленный негодяй может освободиться от последствий своей греховной
жизни".
(Нектар Преданности. стр.122)

===

Почитание старших.

Не следует располагаться на ложе или на сиденье, используемом старшим.
Занимающий ложе или сиденье , встав, пусть приветствует его.

Ведь жизненные силы собираются покинуть молодого человека, когда
приближается старший, он их опять восстанавливает вставанием и приветствием.

У имеющего обыкновение приветствовать, всегда почитающего старших,
возрастают четыре качества- долголетие, мудрость, слава и сила.

( Ману Самхита)

===

"Какое бы оружие ни использовали демоны, им никогда одолеть полубогов,
поскольку те всегда пребывают под покровительством Кришны, также,
как и святые мудрецы, которых никчемные людишки осыпают всевозможными
оскорблениями, тщетно пытаясь вывести их из равновесия".

КОММЕНТАРИЙ: Как говориться в одной бенгальской пословице, сколько бы
стервятник ни проклинал корову, пророча её смерть, она от этого не сдохнет.
Так и злобные речи демонов не задевают преданных Кришны. Полубоги также
являются преданными Кришны, поэтому, несмотря на все старания, демонам не
дано было победить их.

(ШБ - 6.10.28)

===

Итак, те, кто получил посвящение сегодня вечером... Я уже несколько раз
объяснял смысл инициации. Инициация знаменует собой начало получения
духовного знания.

===

Мы должны обратить свой взор к Господу; не стоит беспокоиться из-за
проявлений так называемых счастья или несчастья, но нужно постараться
сотрудничать с Господом в Его внешней деятельности, направленной на
исправление падших душ. Сотрудничать с Господом, становясь духовным
учителем, можно только по повелению Господа, а не ради личной выгоды и
какой-либо материальной прибыли, чтобы сделать на этом бизнес или просто
заработать этим на жизнь. Истинные духовные учителя, обращающие взор к
Верховному Господу, чтобы сотрудничать с Ним, действительно качественно
едины с Господом, тогда как забывчивые учителя - лишь их искаженное
отражение.

===

Шримад-Бхагаватам (8.23.16):
мантратас тантратащ чхидрам
деща-калартха-вастутах
сарвам кароти нищчхидрам
анусанкиртанам тава

"Даже если человек совершает ошибки в произнесении ведических мантр или в
следовании регулирующих принципов, или в выборе надлежащего времени, места,
личности или атрибутов,
если при этом воспевается Святое Имя Твоей Светлости, то все становится
безукоризненным и совершенным".

===

На 7-ой день двух недель месяца Магх, великий океан экстаза подобрался к
своим границам, будучи насильно привлечённым луной Адвайты, который проявился в
лоне Шри Набхидеви, как луна появляется в осеннем небе. Его отец, Шри Кувера
Пандит, плавал в океане радости. В великом счастье они делали множество
подарков как пожертвования брахманам, кто добровольно принял обет бедности. В
спокойствии Шри Кувера Пандит приблизился к родильной комнате, чтобы ощутить
сияние новорожденного сына. Когда отец увидел сына, его лицо заблестело,
отражая свет луноподобной личности. Жители Набаграма просто прибежали, чтобы
увидеть ребенка. Каждый говорил, что никогда не видел такого прекрасного
малыша. Какие благочестивые поступки должен был совершить его отец , чтобы в
его немолодые годы получить такой драгоценный камень --- сына? Поэтому
Гханашьяма поёт славу этому великому событию. [Бхактиратнакара, 12.1759]

===

"Во время Своих путешествий Господь Нитьянанда увидел как-то буддийских
монахов. Они сидели кружком, в медитации.

Господь спросил их о чем-то, но они ответили полным молчанием. Это
рассердило Нитьянанду. Он обругал их и в гневе дал каждому по голове.
Буддисты в страхе разбежались, а Господь продолжил Свой путь, бесстрашно
следуя лесными дорогами".

(Чайт.Бхаг. Ади-9)

===
"Я выговариваю тебе, потому что это моя обязанность. Ученик - означает
дисциплину, и в этом моя обязанность по отношению к ученикам. В ином случае,
я не имею права никого беспокоить. Я делаю это только для того, чтобы
дисциплинировать тебя, потому что ты - мой ученик." /ШП Лил. 5т. стр. 43/

===

Повторение - откуда начинать?

Повторение на четках следует начинать с большой бусины джапа-малы. Первые
восемь бусин нужно отделить шнуром, обозначив таким образом восемь главных
гопи (ашта-сакхи). Шрила Джаяпатака Свами лично присутствовал, когда Шрила
Прабхупада во время инициации отказался давать четки, на которых не было
такого шнура. Он сказал, что без шнура четки подобны брошенной вещи. Когда
же преданные спросили почему это так, Шрила Прабхупада ответил: "108 гопи, и
восемь обозначают восемь главных гопи. Воспевание нужно начинать с большой
бусины."

Если у вас на четках нет шнура, еще не поздно его туда привязать.

(из высказываний Шрилы Сачинандана Махараджа)

===

Смотреть внутрь.

Паранчи кхани вйатринат сваямбхус
Тасмат паран пашьяти нантаратман
Кашчит дхирах пратьяг атманам акшад
Аврита чакшур амритатвам иччхам

" Саморожденный Творец проткнул отверстия во вне, создав глаза в теле;
поэтому люди смотрят во внешний мир и не видят душу . Желая бессмертия,
некоторые мудрые люди оборачивают свой взгляд внутрь и созерцают атму,
присутствующую внутри.

( Катха Упанишад 2.1.1.)

===

Бхаджан кара садхана кара - мурте джатлехой

" Бхаджан и садхана, совершаемые человеком на протяжении всей его жизни,
проявятся в момент его смерти."

( из лекции Шрилы Сухотры Свами)

===

Однажды очень богатый и знаменитый человек пришел в Гаудия-матх.
За прасадом он опять и опять просил себе расагулл. Пристально глядя
на него Сарасвати Тхакур задал ему вопрос, от которого очередная
расагулла застряла у него в горле: "Кто кого ест, ты прасад, или
он тебя?" Богач недоумевающе и беспомощно смотрел вокруг: "Не ты
должен наслаждаться прасадом, а прасад - тобой. Есть можно материю,
а прасад духовен".

(Из философского дневника БВГ)

===

Однажды Сарасвати Тхакура пригласили поговорить с учениками
англоязычной школы, которым было лет по десять. Он спросил
у них, как по-вашему, что лучше поливать, туласи или бегум
(баклажан)? [Вивекананда прославился по всей Бенгалии своими
словами о том, что лучше поливать баклажан, чем туласи,
потому что баклажаны приносят плоды, а туласи - нет.] Не чуждые
новейших веяний в философии дети дружно закричали: "Баклажан
поливать лучше! Потому что баклажан можно съесть, а туласи
нельзя. Нужно поливать то, что приносит плоды". на это
Сарасвати Тхакур ответил: "Нам не следует стремиться к плодам.
Трудиться нужно бескорыстно. Поливайте туласи. Поклоняйтесь
Богу, не ожидая плодов. Туласи не приносит плодов. Это не
баклажаны и не манго, но она очень дорога Кришне. Она -
воплощение Самой Радхи, и без ее разрешения вы не сможете
попасть во Вриндаван, ибо она стоит у его ворот, и не пропускает
тех, у кого осталась привязанность к плодам".

(Из философского дневника БВГ)

===

Однажды Джаганнатха даса высокомерно обратился к Господу Чайтанйе, не
обращая внимания на таких спутников Господа как Сварупа Дамодара, который
делал отбор посетителей, чтобы они не беспокоили Господа высказыванием
различных неправильных идей. Этот Джаганнатха хотел процитировать свой
перевод Шримад Бхагаватам, который содержал пять глав его собственной
выдумки. Он также хотел объяснить свое независимое чтение Харе Кришна. Для
того чтобы избежать общения с ним Господь Чайтанйа сказал: "Падшая душа
подобная Мне не может иметь ничего общего с тобой."

(Из книги Сухотра Свами - "Апасампрадаи")

===

-Послушай,Мукунда,все родственники покровительствуют мне,- и Господь
прочитал стих из "Шанти-шатаки":

"Терпение человеку отец, а прощение - его мать,вечный мир в душе -
жена, а правдивость - его сын, доброта - его сестра, а контроль ума -
брат, земля ему постель, а десять сторон света - его одежды,
нектарное знание - его пища".

Блаженно улыбнувшись, Гаурахари сказал:

- "С такими родственниками, друг мой, стоит ли чего-нибудь бояться?
Они заботливо оберегают меня от тревог".

( Чайтанья Мангала , английский перевод с бенгали Маханидхи Свами)

===

КУСУМАН АМАЛАБХЕ ТУ ЧАУРЙАДАНАМ НА ДУШЙАТИ
ДЕВАТАРТХАНАТУ КУСУМАМ АСТЕЙАМ МАНУР АБРАВИТ

"Ману Махараджа говорит, что кража цветов для поклонения Всевышнему
Господу не
считается воровством." (ШРИ ХАРИ-БХАКТИ-ВИЛАСА 7/224)

ПУШПЕ ШАКА УДАКЕ КАСТХЕ ТАТХА МУЛЕ ПХАЛЕТРИНЕ
АДАТТА АДАНАМ АСТЕЙАМ МАНУХ ПРАХА ПРАДЖАПАТИХ
ГРИХИТАВЙАНИ ПУШПАНИ ДЕВАРЧАНА ВИДХАУ ДВИДЖАХ
НАЙКАСМАД ЕВА НИЙАТАМ АНАНУДЖНАПЙА КЕВАЛАМ

"Праджапати Ману утверждает, что если никто не жертвует или дарит вам
цветы,
шак, воду, дерево, коренья, фрукты и солому, то кража этих предметов
не является
воровством. О брахманы, если приходится брать эти ингридиенты, но при
этом
хозяин сада не отдает их добровольно, то не следует привыкать брать их
из этого
места постоянно." (ШРИ ХАРИ-БХАКТИ-ВИЛАСА 7/225, 226; ШРИ
КУРМА-ПУРАНА)

Вывод такой: воровать цветы и прочие перечисленные ингредиенты можно и
нужно для
служения Бхагавану, но лишь в случае их недоступности другим путем и
не каждый
раз в одном и том же месте.

===

Энтузиазм – это жизнь

Энтузиазм – это жизнь преданного Господа. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати
Тхакур говорит: “Если в человеке нет энтузиазма служить Господу, то он
подобен мертвецу, и не может совершать заметного духовного продвижения”.

Духовная жизнь – это не механическая вещь. Мы можем сидеть на лекциях и
слушать очень красивую теоретическую философию и у нас может быть большая
убежденность внутри разума. Это очень хорошо и важно. Но в действительности,
если эта философская убежденность не развивает в наших сердцах чувство
энтузиазма служить Господу, тогда это просто пустая декорация. Просто
пустота без сути.

(By Srila Radhanatha Swami)

===
Господь Шри Кришна сказал: " Человек не должен смотреть на бедра, лицо,
груди, глаза или улыбку женщины, потому что все это зарождает в нем семя
саморазрушения, сама эта форма всегда является причиной страданий"

"Женщина подобна огню, а мужчина горшку с гхи. Вне огня гхи остается
застывшим, в присутствии огня, гхи ( интеллект мужчины) начинает таять.
Подобным же образом мужчина не общающийся с женщиной остается способным для
самосознания, но в ее общении охватывается вожделением."
" Мудрый человек должен занимать свой ум в служении лотосным стопам
Верховной Личности Бога Говинды, потому что именно они являются утешением
каждого в этом мире и в следующем. Какой же глупец оставит служение лотосным
стопам Говинды, чтобы служить стопам женщины? Служа стопам Джанарданы,
человек освободится из круговорота рождений и смертей."

(Вайрагья Мартанда. Шрила Джива Госвами)