Однажды, на берегу Алакананда-Ганги возле храма Хари-Хары, где два огромных
баньяновых дерева отмечают место отдыха Господа Гаурасундары на
Годрума-двипе в Шридхаме Майяпуре, состоялась встреча прославленных
вайшнавов. Это произошло в 1829 году по календарю Шакабда [в 1908 году -
прим. ред.] накануне Гаура Пурнимы, дня явления Шри Чайтаньи Махапрабху.

Десять учеников знаменитого Кедаранатхи Датты Бхактивиноды Тхакура
вспоминали об этом месте явленных в Навадвипе игр Господа Чайтаньи. Получив
даршан Господа Хари-Хары и сидя под сенью этих великих деревьев, они читали
махатмью этого места и пели прекрасные песни из "Гитавали".

Погруженные в настроение преданности бхаджанов, эти святые не замечали, как
шло время. На деревьях счастливо пели птицы, весенний ветерок нес с собой
запах реки, а неподалеку паслись многочисленные коровы. Видя каких-то садху,
занятых сат-сангой, местные жители из близлежащей деревни с большим
почтением преподнесли им фрукты и йогурт. Предложив эти дары Господу Гауре,
они почтили остатки, омылись и немного отдохнули, продолжив затем свое
радостное общение.

Наиболее ученым и старшим среди них был Гокула дас Шастри. Он глубоко усвоил
наставления своего Гурудева, регулярно общаясь с ним, изучая его книги и
занимаясь личной бхаджаной. Сидя среди своих спутников и перебирая
джапа-малу, он размышлял о беседе, которая состоялась между ними этим утром.
Темой обсуждения была праката и апраката лила Господа.

В это время Чиранджива дас, молодой человек родом из Матхуры, захотел
продолжить дискуссию, прославляющую обитель Господа. Он сказал: "Шастриджи,
не подведешь ли ты итог нашему утреннему разговору о проявленной и
непроявленной природе Враджа-дхамы? Я, например, очень хочу иметь ясное
понимание этой темы, и я знаю, что наши духовные братья также хотят этого.
Пожалуйста, будь милостив, для нашего блага выведи сиддханту относительно
этой темы".

Вдохновляемый вайшнавами, которые все были возвышенными садхаками, верными
своему гуру и свободными от нежелательных привычек, Гокула дас Шастри
предложил пранамы Шри Гуру и Гауранге и заговорил: "Сначала я процитирую из
"Кальяна-калпатару" нашего великого Гурудева. Затем я подробно вспомню, что
я слышал из его объяснений на эту тему его самому квалифицированному сыну и
ученику, Бимала Прасаду Датте. Шрила Гурудева пишет:

'Игры Кришны, проявляющиеся в материальном мире, и Его одновременные игры на
Голоке - это одна и та же истина. Будучи неотличными, они просто два разных
проявления той же самой лилы. Вечные игры на Голоке являются обителью вечно
освобожденных слуг, тогда как проявленные в материальном мире игры - это
прибежище всех связанных обусловленных джив. Поэтому Вриндавана - это
изначальный дом живого существа, проявляющий свою вечно истинную природу в
мертвом материальном мире.' "

Чиранджива дас, положивший начало этой дискуссии, зааплодировал Шастриджи и
сказал: "Это объяснение воистину блестяще. Пожалуйста, скажи нам теперь,
какое объяснение на эту сутру ты слышал от нашего Гурудева!"

В почтении склонив свою голову перед вайшнавами, Гокула Шастри продолжил:
"Лила Шри Кришны бывает двух типов. Та, что проявлена в материальном мире,
называется праката, или проявленная. Та, которая появляется только на
трансцендентной Голоке, называется апраката. Когда игры праката являются
перед обусловленными душами, это происходит в пределах проекции Голоки
Вриндаваны, называемой праката-дхамой. Вечные игры Шри Кришны, происходящие
на Голоке, невидимы для обусловленных душ и для садхак этого мира. Эта
реальность называется апраката-дхамой. Дорогие друзья, знайте же, что есть
только одна лила, которая называется проявленной, когда видима обитателями
праката-дхамы, и непроявленной, когда невидима для них".

Чиранджива сложил ладони и с энтузиазмом спросил: "Что ты имеешь в виду,
когда говоришь, что нет разницы между проявленной и непроявленной лилой?
Поскольку квалификация для вхождения в проявленную и непроявленную
реальности различна, то должны быть и какие-то различия в происходящих там
играх".

Разница же между проявленными и непроявленными аспектами должна
рассматриваться в отношении того, где эта лила происходит".

Преданные, глядя друг на друга, были немного растеряны. Гокула Шастри
улыбнулся и продолжил: "Апраката-лила полностью трансцендентна, не имея
контакта с проявленным миром. Но праката-лила - это проекция
трансцендентного на уровень феноменального, и, таким образом, материальное и
духовное существуют одновременно. Когда апраката-дхама нисходит на землю,
она становится праката-дхамой, но при этом материальное не оказывает влияния
на духовное. Скорее та часть материального мира, куда нисходит Кришналока,
становится духовной".

Преданные обменялись понимающими жестами, а Чиранджива дас полюбопытствовал
немного дальше: "Теперь я понял, что в то время, как духовная лила Господа
едина, она проявляется в феноменальной и духовной реальностях, и поэтому
появляются различия. Теперь, пожалуйста, объясни конкретнее, каковы эти
различия между праката и апраката лилами".

Гокула дас Шастри сказал: "Праката-лила и праката-дхама являются свидетелями
линейного течения игр Шри Кришны, которые имеют начало, отмеченное Его
явлением, середину, которой является Его рост от детства к юности, и конец,
т. е. Его непостижимый уход. С другой стороны, апраката-лила - это
продолжающееся круговое течение игр, в которых Кришна - вечно остается юным,
не рождается и не исчезает. Каждый день происходят различные лилы в течение
восьми периодов времени, и точно так же вечно повторяются ежегодные сезонные
игры.

Например, в праката-дхаме лила Кришны, когда Он пасет коров, заканчивается с
Его отъездом в Матхуру, но в апраката-дхаме она вечно продолжается. Убийство
демонов также является особенностью праката-дхамы, ибо в духовном небе не
существует никакой враждебности. Это пример того, как обусловленные живые
существа служат играм Господа, давая Ему возможность проявить Свой
воинственный дух. Но это происходит только в праката-дхаме и в
праката-лиле".

Чиранджива дас сказал: "Ясно, что игры Шри Кришны по-разному проявляются в
праката и апраката дхамах. В первой эти игры проявляются временно, а в
последней они существуют вечно. Более того, миссия убийства демонов и
установления религиозных принципов, также как рождение и рост, являются
характерными чертами проявленной реальности и включаются как добавочные
функции праката-дхамы".

Гокула Шастри, перебивая, добавил: "С точки зрения определенной вселенной
праката-лила кажется имеющей начало и конец, хотя с точки зрения единства
она также вечна. Рассмотри пример солнца, которое выглядит восходящим и
садящимся из одной страны в другую, но в действительности расположенном в
одном месте неба. Относительные измерения времени, такие как полдень, это
лишь видимость, проистекающая из обусловленности наблюдателя. В
действительности же, солнце никогда не двигается и не подчиняется нашему
восприятию прошлого, настоящего и будущего.

С другой стороны, различное время дня всегда присутствует в одной стране или
в другой. Точно так же все аспекты праката-лилы всегда видны в одной
вселенной или в другой. Таким образом, рождение Шри Кришны, убийство
Агхасуры и освобождение сыновей-близнецов Куверы также вечны".

Все преданные были счастливы услышать ясное объяснение концепций праката и
апраката. Они поняли, что изначальным местом игр Шри Кришны является Голока
Вриндавана, где происходит Его вечная апраката-лила. Когда Шри Кришна
появляется в этом мире, чтобы привлечь к Себе обусловленные души, то Его
вечные игры смешиваются с миссией спасения преданных и убийства демонов. Это
называется праката-лилой. Место, где происходят эти земные игры, называется
праката-дхамой, которая становится копией трансцендентной реальности на
земной почве.

Пока полдень переходил в вечер, было затронуто и объяснено много вопросов,
касающихся этой темы. Какова природа дхамы в отсутствие праката-лилы? Видима
ли апраката-лила с феноменального уровня, и если да, то каким образом? Как
вайшнав становится квалифицированным видеть и войти в апраката-лилу и
апраката-дхаму? Эти и многие другие вопросы были заданы любознательными
вайшнавами их старшему, который отвечал этому смиренному собранию в
соответствии с тем, что он слышал от своего духовного учителя.
(Вену Гита. Шрила Шиварама Махараджа)