ШРИНВАТАМ СВА-КАТХАХ КРИШНАХ ПУНЙА-ШРАВАНА-КИРТАНАХ
ХРИДЙ АНТАХ СТХО ХЙ АБХАДРАНИ ВИДХУНОТИ СУХРИТ САТАМ

"Шри Кришна, Личность Бога - Параматма (Сверхдуша) в сердце каждого и
благодетель честного преданного - очищает сердце преданного от стремления к
материальным наслаждениям, когда в том развивается потребность слушать
Его послания, которые добродетельны сами по себе, если их правильно слушают
и повторяют".(Ш.Б.-1.2.17)

НАШТА-ПРАЙЕШВ АБХАДРЕШУ НИТЙАМ БХАГАВАТА-СЕВАЙА
БХАГАВАТЙ УТТАМА-ШЛОКЕ БХАКТИР БХАВАТИ НАИШТХИКИ

"Благодаря регулярному посещению лекций по "Бхагаватам" и служению
чистому преданному все, что вызывает тревогу в сердце, почти полностью
уничтожается, и тогда любовное служение Верховному Господу, воспеваемому в
трансцендентных песнях, становится необратимым".(Ш.Б.-1.2.18)
ТАДА РАДЖАС-ТАМО-БХАВАХ КАМА-ЛОБХАДАЙАШ ЧА ЙЕ
ЧЕТА ЭТАИР АНАВИДДХАМ СТХИТАМ САТТВЕ ПРАСИДАТИ

"Как только в сердце навечно утверждается любовное преданное служение,
все последствия влияния гун страсти и невежества: похоть, желания и
страсти-покидают сердце. Тогда преданный утверждается в благости и
обретает полное счастье".

(Ш.Б.-1.2.19)

ЭВАМ ПРАСАННА-МАНАСО БХАГАВАД-БХАКТИ-ЙОГАТАХ
БХАГАВАТ-ТАТТВА-ВИГЙАНАМ МУКТА-САНГАСЙА ДЖАЙАТЕ

"Так, утвердившись в гуне беспримесной благости, человек,чей ум оживлен
соприкосновением с преданным служением Господу, обретает позитив-
ное научное знание о Личности Бога на стадии освобождения от любого
материального общения".(Ш.Б.-1.2.20)
БХИДЙАТЕ ХРИДАЙА-ГРАНТХИШ ЧХИДЙАНТЕ САРВА-САМШАЙАХ
КШИЙАНТЕ ЧАСЙА КАРМАНИ ДРИШТА ЭВАТМАНИШВАРЕ

"Так разрубается узел в сердце и вдребезги разбиваются все сомнения.
Цепь кармической деятельности обрывается, когда человек видит, что
господином является душа".

(Ш.Б.-1.2.21)

Здесь утверждается тоже самое, что только что обсуждалось. Сначала пу-
тем практики бхакти, человек избавляется от страсти и невежества и прихо-
дит на уровень благости, затем, практикуя преданное служение в благости он
получает освобождение. Здесь Сута-госвами называет определенные стадии:
1. Материальные желания очищаются благодаря слушанию "Бхагаватам".
Поэтому обязанность каждого-регулярно слушать "Бхагаватам".

2. Бхагавата-сева.
Регулярное слушание и бхагавата-сева также означают регулярное служение.
Это очищает наше сердце.

3. Преданное служение утвердится в сердце и станет необратимым и все
последствия низших гун уничтожатся.

4. Человек утверждается в благости и становится счастливым.

5. Продолжая служение в благости, человек освобождается от влияния гун.

Здесь главной практикой названо слушание "Бхагаватам", слушание о
Кришне.Много ли мы слушаем о Кришне? Разговариваем ли друг с другом о
Кришна- лиле? Цитируем ли мы Бхагавад-гиту? Говорим ли мы о философии?
Кришна смотрит за нами, находясь в нашем сердце и когда Он видит, что мы
стремимся к слушанию, Он помогает нам изнутри. Слушание также означает
повторение.
Три основные вещи ведут нас к возвышению:

1.слушание

2.повторение

3.служение

На какой бы стадии духовной жизни или под влиянием какой бы гуны мы не
находились, мы должны следовать этим трем вещам. Мы должны следить за ка-
чеством слушания, повторения, служения. От качества зависит скорость наше-
го продвижение.

Факт в том, что гуны, в которых мы находимся будут влиять на наше слу-
жение. Однако Кришна находится в нашем сердце и хотя внешне мы очень связа-
ны гунам, но если мы очень хотим слушать о Нем, очень хотим повторять, и
очень хотим служить, то Кришна видит это и несомненно поможет нам изнутри.
Внешне преданное служение возвышает нас, но и Кришна возвышает нас изнутри,
взависимости от нашего желания и искренности. Итак происходит две вещи:
внутреннее очищение и внешнее. Внешнее - это сам процесс бхакти, а внутрен-
нее - это помощь Кришны изнутри.

Чтобы преданное служение было могущественным необходимо следовать 4
регулирующим принципам, иначе эффект будет не таким сильным, повторять
мантру очень внимательно в бодром состоянии духа, избегая 10 оскорблений.
Такое повторение будет очень эффективным.

Что значит для преданных слушание и повторение. Во первых это утрен-
няя и вечерняя программа - это значит регулярное слушание и повторение. Это
должно происходить не только в храме, но и дома, где должен быть алтарь.
Муж и жена должны вставать рано утром и проводить программу, а также вече-
ром. Телевизор можно выбросить из окна! Телевизор-агент Кали. Затем необхо-
димо внимательно повторять 16 кругов, предлагать пищу, поклоны, общаться с
преданными. Такая регулярная практика даст максимальный результат.

В "Чайтанйа-чаритамрите" приводится 5 основных моментов:
1.садху-санга - общение с преданными

2.нама-киртан - воспевание Святых Имен

3.Бхагавата-шравана - слушание "Бхагаватам"

4.мадхура-васа - жить в святом месте или делать свой дом святым местом

5.шри муртийа шрададхайа севанам - поклоняться мурти (достаточно изоб-
ражения Панча-таттвы)

Исполняя это, мы можем быстро возвыситься. Это естественные вещи. Но
также есть понятие - сознательные усилия для развития качеств вайшнава,т.е.
качеств благости. Если мы автоматически следуем этим 5 принципам, то это в
конце концов приведет нас в благость, однако прилагая сознательные, усилия
мы можем достичь благости намного быстрее. Можно повторять Харе Кришна де-
сять миллионов жизней автоматически и в конце концов вернуться обратно к
Богу, а можно достичь освобождения и за одну жизнь если прилагать усилия.
Мы должны знать и сознательно практиковать качества вайшнава постепенно од-
но за другим. Кришна описывает эти качества. Мы можем посмотреть есть ли у
нас эти качества. Если есть - хорошо, их можно улучшить и далее развивать,
а каких нет, то можно над ними поработать. Таким образом мы возвысимся на
трансцендентный уровень.

(Из лекции Шрилы Шиварамы Махараджа)