Однажды намереваясь собрать цветы для поклонения солнцу, Шри Радхика со
Своими сакхи пришла в сады Кусума-саровары. В это время, сопровождаемый
огромным облаком пыли, туда прибыл Шри Кришна вместе с коровами и гопами.
Когда гопи срывали многочисленные цветы с деревьев и лиан, Шри Кришна,
одетый в одежды садовника, изобличил этих мирных девушек такими словами:
"Ага! Только посмотрите на наглость этих гопи, которые осмеливаются воровать
цветы у Меня на виду". Шри Радха, не обращая на Шри Кришну ни малейшего
внимания, продолжила Свою работу. Задетый Ее безразличием и охваченный
желанием затеять ссору, Хари Своими сильными руками обхватил Радхику за
талию и сказал: "Хей, Гаури! Как Ты смеешь быть такой наглой и, не обращая
внимания на Мое присутствие, грабить Мои сады и лишать Вриндавану ее
природных украшений!"
Высвободившись из Его могучего захвата, Шри Радхика сказала: "С каких это
пор этот сад стал Твоим и какое Тебе дело до того, как выглядит Вриндавана?"
Улыбаясь Ее неподатливому настроению, Шри Кришна сказал: "Хотя не в Моем
обычае хвастать Моими наследственными правами, все же вам, гопи, следует
знать, что рвать цветы в садах Вриндаваны можно только с позволения их
владельца. Поскольку Я не припомню, чтобы Я давал вам, прекрасным девушкам,
такое разрешение, то Я советую вам воздержаться от вашего воровства, пока вы
не сделаете того, что нужно".
Получив такой вызов, множество луноликих гопи, одетых в одежды тех же
оттенков, что и их цветы, окружили Шри Кришну и нескольких Его друзей.
Срывая цветок чампака и при этом глядя из уголков Своих глаз, Шри Радха
сказала: "Как это Ты оказался под ложным впечатлением, что Вриндавана - Твоя
неоспоримая собственность?"
Под смех остальных гопи, Шри Кришна ответил: "Не нужно бросаться
оскорблениями, когда пользуетесь Моим щедрым характером и благородством. Это
является бесспорным фактом, что царь Враджи - это Нанда Махараджа, и Я, как
его единственный сын, остаюсь единственным наследником".
"Хо, хо, хо! - воскликнула Лалита-деви. - Кали-юга воистину вступает в свои
права, если слуги, призванные охранять собственность своего господина,
думают, что сами стали владельцами. Это правда, что Нанда Махараджа обладает
полной властью во Врадже, но также хорошо известно, что он действует как
арендатор от имени истинного землевладельца, Шри Радхи. Может ли кто-то
оспорить этот факт?"
Мадхумангала вышел вперед и, взмахнув посохом в своей руке, сказал: "Слуги
Кали несомненно присутствуют, когда эти нищие гопи присваивают себе этот
участок земли на основании лишь своей дерзости. Лишать моего скромного
друга, коронованного принца Враджи, Его административных прав, это ничто
иное, как анархия".
Повернувшись к Бхато и многозначительно покручивая цветком в Своей руке, Шри
Радхика ответила: "Так как этот лес поддерживает Моя подруга Вринда, его
называют Вриндаваном. После церемонии Моей коронации, на которой все вы
присутствовали, она вручила этот лес Мне как дар любви. С тех пор Я стала
известна как Вриндаванешвари. Мы приходим сюда собирать цветы для поклонения
богу солнца, а вы вторгаетесь в чужие владения, называя их своими! Стыдно,
стыдно, стыдно!"
Шри Кришна, подобно птице чакора, выпил сладкие слова луноликой Радхики и
сказал: "Мадху, нет смысла в таких безосновательных доводах. Писания
утверждают: сатйатве дхарштйам эва хи. В век Кали дерзость будет синонимом
истины. Обычным подходом мы ничего не добьемся от этих агентов лицемерия".
При упоминании слова "писания" прекрасные гопи разразились громким смехом,
который заставил лотосоокого Шри Кришну улыбнуться во сне. Лалита сказала:
"О Ты, известный Своей большой приверженностью к наставлениям писаний! Наши
уши сомневаются, что Ты вообще произносишь священные слова всезнающего
Вьясадевы".
"Эй, эй! - говорит Мадхумангала. - Почему вы, деревенские девушки, унижаете
моего друга, который олицетворяет религию и является целью всех Вед? Разве
это не так, что вы неспособны подтвердить ваше утверждение, что Шри Радхика
является госпожой этой земли?"
В это время Шри Кришна тихонько сказал Мадхумангале: "О ученый брахман, будь
осторожен, не вступай на зыбучие пески ошибочных споров с этими
изворотливыми гопи".
Обматывая большой палец правой руки своим брахманским шнуром, Мадхумангала
сказал: "Друг, когда у Тебя есть такой советник как я, само воплощение Вед,
знаток всех писаний и рот Господа Вишну, почему Ты не решаешься вступить в
богословский спор с женами гопов, чья мудрость заключается в приготовлении
пищи и изготовлении лепешек из коровьего навоза?"
Повернувшись к Лалита-деви, Мадху сказал: "Сакхи Лалите, из шастры хорошо
известно, что во всех трех мирах Вриндаван славится как "кришнавана", лес
Шри Кришны. Нужно ли еще какое-то более убедительное доказательство для
разоблачения ваших притязаний и утверждения прав сына Нанды?" Субала
уверенно обнял рукой Шри Кришну, а другие гопы счастливо улыбнулись друг
другу.
Посмотрев на своих сакхи с озорной усмешкой, Лалита ответила: "Словами
"радха вриндавана ване" Пураны ясно утверждают, что лес Вриндаван является
собственностью Шри Радхики. Разве это не веское утверждение, устраняющее все
сомнения и двойственность?"
Пока Шри Радха украшала Шри Кришну гирляндой подобных голубым лотосам
взглядов, Он сказал: "Дорогая Лалита, твои слова, несомненно, верны. Похоже,
что теперь у нас есть два противоречивых утверждения из шастры. Все ученые
знают, что в таких случаях утверждение из шрути, кришнавана,
предпочтительнее слов из смрити, радха вриндавана ване, ибо из этих двух
авторитет шрути всегда главнее. Поэтому окончательное понимание установлено;
Я - повелитель Вриндавана!"
Хлопая в ладоши, Мадхумангала запрыгал вокруг со словами: "Хей, хей, сакха,
Ты воистину усмирил этих упрямых гопи!"
Пока ее сакхи притворялись безразличными, Лалита хитро улыбнулась и, бросив
взгляд на Радхику, сказала: "То, что Ты сказал, не является ошибкой. Мы
действительно имеем два равноценных утверждения из шрути и смрити. В этом
случает слабость Твоего аргумента очевидна. Обрати, пожалуйста, внимание на
то, что слово кришна в словосочетании кришнавана не имеет отношения к Твоей
добродетельной личности. Оно является прилагательным леса Вриндавана,
указывающим на темноту, вызванную густотой деревьев и темным цветом листвы.
Однако, утверждение Пуран, радха вриндавана ване, является ясным,
недвусмысленным и бесспорным".
Сдержанно улыбнувшись ошеломленным Шри Кришне и Бхато, Лалита сказала: "Как
ученые брахманы, вы знаете, что Пураны являются приложением к Ведам. Они
предназначены для того, чтобы прояснить любую двусмысленность в их
утверждениях. Принимая все это во внимание, если мы рассматриваем отношение
этих двух цитат друг к другу, то окончательное заключение должно быть таким:
утверждение из Пуран проясняет, что темный лес Вриндаван, в котором
находится множество укромных мест, является собственностью Шри Радхи".
Все гопи зааплодировали словам мудрой Лалиты, которая просто сияла чистотой
истинного понимания. Взяв руку своей Радхи, она поместила ее на свой лоб в
знак покорности. Мадхумангала прошептал Кришне: "Дорогой друг, теперь Ты
завяз в трясине умных слов этих гопи. Я пойду исполнять мои полуденные
обязанности и вернусь позже".
Удерживая Своего друга, Шри Кришна продолжал объяснять грамматическое
значение фразы кришнавана. Подобно черному оленю, провалившемуся в зыбучие
пески, Он попал в ловушку Своих собственных утверждений. Постоянно стегаемый
кнутом неопровержимой мудрости Лалита-деви, высмеиваемый гопи и испытывающий
на Себе насмешливый взгляд Шри Радхи, Хари почувствовал, что Его унижение
становится нестерпимым. Неспособный найти никакого выхода, Шри Кришна прибег
к единственному возможному спасению и проснулся.

(Вену Гита. Шиварама Махараджа)