Статья о мриданге и других музыкальных инструментах, используемых при
совместном воспевании святых имен Господа. Она была написана на Бенгали
преданным-музыкантом Шри Навадвипа-чандра Браджа-баси и опубликована во
Введении к его известной антологии песен Гаудийа Вайшнаваов Шри
Падамрита-Мадхури.

Основными инструментами, используемыми в санкиртане являются кхол и каратал.
Иногда играют на рожке. Кхол по-другому называется мриданга. В наше время
слово мриданга используется для обозначения "пакховаджа", но в настоящее
время этот барабан делают из дерева, а не глины. Только кхол делают из
глины, и если барабан сделан из другого материала, то его нельзя называть
кхол. Киртан считается не полностью чистым (вишуддха) без кхола. Так как
киртан несет наивысшее благо, то звук кхола делает это также.

Согласно разным стилям музыки, используют различные музыкальные инструменты.
Но в киртане используют только кхол и караталы. Причина заключается в том,
что они легко доступны каждому. Для того чтобы все классы людей, даже самые
бедные, могли насладится блаженством бхагават-сангита, поэтому санкиртана
проводится с помошью обычных инструментов. Сейчас скрипка, эсрадж,
фисгармония и т.д. очень дорогие и их не каждый может купить. Но кхол и
караталы доступны всем. И особенно, когда музыка создается кхолом и
караталами, проявляется мохини-шакти, опъяняющая ум. В действительности,
звук кхола создает благоприятную атмосферу, так же как звук раковины.
Оттуда, куда доходит звук кхола и каратал, уходит все неблагоприятное.

Хотя кхол нетрудно достать, играть на нем не просто. Существует множество
стилей пения киртана - Гарана-хати, Манохара-сахи, Ренети и др., и
инструментальное исполнение каждого стиля разработано соответственно. Вместе
с вариациями мелодии и методов пения, развивались приемы музыкальных
вариаций и мастерство игры на инструментах. Много игроков на кхоле и певцов
стали известными. Сегодня мы часто слышим их имена. Но сегодня можно видеть,
что интерес масс к изучению пения (сангита) уменьшился, подобным образом
практика игры на инструментах также сократилась. Я написал немного об игре
на мриданге. Что касается этого, если кто-то интересуется этим, то согласно
его вкусу и возможностям он может поупражняться и получить какое-то
понимание. Если кто-то хочет играть на кхоле, то тогда он должен сначала
предложить поклоны управляющему полубогу инструмента (йантрадхиштхита
девата), а затем начинать играть.

Шри Кхол - Пранама

мриданга брахма-рупайа
лаванйам раса-мадхури
сахасра-гуна-самйуктам
мридангайа намо намах

Верховному Брахме в форме глиняного барабана
наполненному сладостью вкуса очарования
наделенному тысячами трансцендентных качеств -
я снова и снова склоняюсь перед мриданогой.

Затем нужно упражняться в Варнах или определенных буквах алфавита,
соответствующим определенным ударам рук и пальцев по мембранам барабана.
Перед тем как что-то играть нужно произносить вслух слоги "ка", "га", "гха"
и др., играя соответствующие слоги на барабане. Определенную букву (слог)
получают ударяя определенной рукой по определенной части мембраны. На пример
- левая рука производит звуки ка, каа, ки, кии, кха, кхаа, кхе, кем, га, ге,
го, гха, гхаа, гхуу, гхе, и т.д.; обе руки ударяя по обеим мембранам
производят звуки чха, чхаа, чху и т.д.; правая рука играет та, ти; а правая
вместе с легко ударяющей левой играют тха, тхи, да, даа, ди и т.д. Без
упражнения в этих комбинациях, общее звучание не будет приятным. Но мы
особенно подчеркиваем, что без гуру-крипы, милости наставника, такая
квалификация не будет возможной. С помощью гуру-крипы и практики, звук будет
очень приятным. Во многих случаях люди говорили " Кхол как-будто
разговаривает!" Так же как певец должен регулярно петь гамму "са ри га", так
же и мридангист должен регулярно практиковать варна-малу (серию букв). Здесь
я прекращу короткое освещение предмета. Желающие детально изучить это
искусство, могут сделать это пройдя обучение у компетентного учителя. По
милости Господа в наше время нет недостатка в игроках на кхоле.

Ниже приведены некоторые ритмы кхола. Из этого списка мы можем понять как
игра на кхоле развилась в искусство необычайного мастерства:

даса-куши, сама-тала, пака-чхата, шрути, пота, дхарана, карната матали,
рупака, вишама-панча, панчама-шойари, чхута, теота, теора, теути, дхада,
ека-тала, шаши-шекхара, даша-пахида, джапа-тала, пийари, ганджала, паримана,
соти, джхапа-тала, дутхуки, вира-викрама, ада-тала, ната-шекхара, нандана,
чанчу-пута, мантхака, дхамали, нискарака, чхандра-шекхара, кандарпа,
чхампак, ашта-тала, сапта-тала, брахма-тала,
рудра-тала, виджайананда, гамака, прати чанчу-пута, джхуджа-джхути и т.д.

Более того, все эти ритмы делятся на различные вариации чхота (маленький),
мадхйама (средний) и бада (большой). Например: чхота даша-куши, мадхйама
даша-куши, вирама даша-куши, ката даша -куши, чхота сама-тала, бада
сама-тала, чхота дутхуки, бада дутхуки и т.д. Общее число ритмов,
используемых в киртане, достигает 108.

Каждый тала (ритм) имеет свой бол (произносимая мантра из букв,
представляющих удары руками). Каждый удар также имеет свои характеристики:
сама (точка наивысшего ударения), лайа (темп), лахара (подъем), матан
(возбуждение), и пханка (свободный темп). Каждый удар имеет свою уникальную
форму техаи (тройной мост) и мана (размер). Особой характеристикой киртана
является его несравненный магический звук, слышный во время шумного
поклонения Вайшнавов. Когда бы и где бы он ни звучал, все участвующие
гармонично играют вместе. Стараясь хорошо тренироваться в музыке и затем
гармонично ее исполняя, можно достичь огромного блаженства.