Профессор Сазерс:

Гита признает учение о переселении души. Что говорит по этому поводу ваша
вайшнавская философия?

Шрила Сарасвати Тхакур:

Гита неотделима от вайшнавской философии. Истинный смысл учения о
повторяющихся рождениях души полностью раскрывается в Шримад-Бхагаватам.
Христианство отвергло принцип
повторяющихся рождений на том сомнительном основании, что, если, дескать,
его принять, то люди не станут обуздывать свои греховные страсти, а пустятся
во все тяжкие и будут вести себя как им вздумается, в надежде на то,
что в следующей жизни им еще представится возможность искупить свои грехи,
преступления и неправедные поступки. Но Шримад-Бхагавтам увенчал этот
принцип его истинным значением, предложив гораздо более полное
научное и философское его понимание, требуя немедленного принятия всем
сердцем и культивирования преданности Богу — именно сейчас, пока эта редкая
и труднодостижимая человеческая жизнь еще в нашем распоряжении — не теряя ни
минуты ее на бессмысленную погоню за удовольствиями. Если мы не примем
учение о переселении души и не усвоим наставления Шримад-Бхагаватам, нам не
миновать разверстой пасти всепожирающего бедствия, состоящего в признании
материи исключительным объектом нашей заботы.

Хотя большинство христиан не верит в переселение души, существует, тем не
менее, немало примеров принятия этого учения интеллектуальными гигантами
христианского мира. Даже в Библии мы находим: ќИ проходя, Иисус
увидел человека слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: ќРавви,
кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? (Ин 9.1-2)› Очевидно,
что и некоторые христианские святые отцы давали ясные наставления
по поводу переселения души. Ориген сказал: ќРазве не более соответствует
здравому смыслу то, что каждая душа по определенным непостижимым причинам
вводится в тело, и притом в соответствии с ее заслугами и прежними
действиями?› [Origen contra Celscea, 1xxxii]. ќЯ уверен, что я, как ты
видишь меня здесь, жил тысячи раз и мне придется тысячи раз приходить сюда
снова›, — сказал Гете.

То, что греки назвали метемпсихозом или ќпереселением души›, было когда-то
более или менее принято в самой древней Греции, Египте и во многих областях
Запада. Некоторые говорят, что апостолы Великого Христа, не сумев
согласовать свои предшествующие и последующие выводы с учением о переселении
души, были вынуждены отказаться от него. Однако ни один христианский
мыслитель не смог привести сколько-нибудь веских доводов в
опровержение этого учения. Напротив, большинству из них пришлось его
принять. Геродот, Пиндар, Платон, и т.д., приняли его. Хаксли, прославленный
ученый девятнадцатого столетия, написал в своей религиозной книге ќЭволюция
и этика›: ќТолько очень поверхностные мыслители могут, из-за собственной
внутренней абсурдности, отвергать это учение об истинной эволюции, то есть,
о переселении души, коренящееся в мире реальности и
опирающееся к тому же на великий довод ќаналогии›.

Профессор Лутолоский сказал: ќЯ не могу избавиться от убеждения, что до
этого своего рождения я уже бью на земле, и я уверен в том, что после смерти
я буду снова рождаться до тех пор, пока не усвою весь человеческий опыт,
много раз буду женщиной и мужчиной, богатым и бедным, свободным и рабом, в
общем, пока не приобрету опыт всех условий человеческого существования›. Но
все эти теории переселения души, принадлежащие эмпирикам и
философам Запада семнадцатого и восемнадцатого столетий, таким как Франциск
Меркуриус Гельмонт, Лихтенберг, Лессинг, Гердер, Шопенгауэр и т.д., или
воззрения персидского суфия Джалалуддина Руми, или теософия, или
индийская философия Ньяи, строящая силлогизмы ќот желания грудного молока к
привычкам прошлой жизни›, или буддистская доктрина полного растворения в
материи — все они уязвимы, открыты для разного рода
контраргументов и, имея индуктивное происхождение, неполны и несовершенны.
Но вывод Шримад-Бхагаватам по этому поводу безупречен и значителен.
Поскольку вайшнавская философия указывает самый легкий путь достижения
высшего блаженства уже в этой жизни, то ожидать будущих жизней просто нет
необходимости. Таким образом, вайшнавская философия стоит далеко в стороне
от всех бесполезно-загадочных споров о доктрине переселения души.