бхаджантй абхаджато йе ваи
Карунах питарау йятха
дхармо нирапавадо тра
саухридам ча су-мадйямах

"Мой дорогие стройные гопи, некоторые люди ведут себя искренне милосердно, а
другие, например, родители, испытывают естественную привязанность. Такие
люди, преданно служащие даже тем, кто неспособен по достоинству отплатить им
за это, следуют по истинному и безупречному пути религии и являются нашими
истинными доброжелателями" ("Шримад-Бхагаваьам", 10.32.18).
Однажды в ночь полнолуния сезона шарат, Кришна заиграл на Своей флейте и
позвал к Себе гопи. Он тепло встретил их и начал танцевать. Вдруг Он
неожиданно исчез и гопи обезумели от разлуки. Они стали спрашивать у
деревьев и растений: "Видели ли вы Кришну? Где Он?" В трансцендентном
исступлении они начали вести себя как Кришна, повторяя Его игры. Так они
бродили по всем лесам Вриндавана, но так и не смогли найти Его. В конце
концов они решили вернуться на берег Ямуны, где они встретились впервые, и
начали петь и взывать к Его милости.
Услышав пение гопи, сердце Кришны смягчилось и Он вернулся к ним. Они
почувствовали, словно в их тела вернулась жизнь. Хотя увидев Кришну они
преисполнились экстатическим переживаниями, они также не преминули
выплеснуть на него свой гнев. Несмотря на то, что они оставили абсолютно все
лишь для того, чтобы служить и радовать Его, Он ответил им таким жестоким
образом. Однако будучи разумными и тактичными, они не стали напрямую
обвинять Его. Напротив, они хотели, чтобы Он сам признал Свою ошибку.
Поэтому они задали Ему вопрос: "Некоторые проявляют заботу лишь по отношению
к тем, кто проявляет заботу о них, в то время как другие проявляют заботу о
тех, кто безразличен к ним или даже враждебен. И все же существуют другие,
кто заботится абсолютно обо всех. Дорогой Кришна, пожалуйста, объясни нам
почему это так" ("Шримад-Бхагаватам", 10.32.16).
Кришна ответил: "Так называемые друзья, испытывающие привязанность друг к
другу лишь для обоюдного блага. Эти отношения нельзя считать дружескими,
если они не основаны на принципах истинной религии. Если они не ожидают
блага для себя, они не станут отвечать на внимание со стороны других"
("Шримад-Бхагаватам", 10.32.17)
В вышеприведенном стихе Кришна упоминает две категории людей, которые служат
другим вне зависимости от того отвечают на их внимание или нет - милосердные
и любящие родители. Кого можно считать милосердными? Преданные Гос-пода
милосердны, поэтому они считаются лучшими.
В соответствии с принципами варнашрамы, изложенными в ведических писаниях
отец и мать должны взращивать своих детей вне влияния эгоцентричных мотивов.
Если они служат своим детям избавившись от желания получить что-либо взамен,
они будут следовать пути истинной религии. И все же даже такая дхарма не
может сравниться с милостью чистых преданных.
Родители связаны со своими детьми и поэтому испытывают привязанность к ним,
но вайшнавы милостивы даже к тем, кто не имеет к ним никакого отношения. Мы
видим, что иногда взрослые проявляют внимание и заботу по отношению даже к
чужим детям. Они способны любить чужих детей как своих собственных. И все же
чистые преданные еще более милостивы и привязаны к ним, чем собственные мать
и отец. Мать и отец могут рассчитывать на ответную заботу, проявленную в
будущем, но гуру ни в чем не заинтересован.
Прахлада Махараджа является лучшим примером милостивого вайшнава. Он ничего
не хотел от Кришны, также как не хотел получить чего-либо от других. Он
хотел лишь помогать другим, приводить их к Кришне. Когда Господь
Нрисимхадева попросил Прахлада принять благословения, Прахлада отказался.
Хотя Хираньякашипу попытался убить его, Прахлада молился об его освобождении
(также как об освобождении всех остальных живых существ). Таким образом хотя
преданные, матери и отцы упомянуты здесь все вместе, качество любви присущее
преданным более возвышено.
Вне зависимости от того, любите ли вы гуру или вайшнава, гуру или вайшнава
любит вас. Несомненно, гуру или вайшнава должен обладать высоким уровнем
сознания Кришны. Вайшнава счастлив, когда видит как счастливы другие, и
скорбит, когда другие пребывают в скорби. Если его ученик несчастлив, он
также чувствует себя несчастным. Если же его ученик счастлив, он то же
счастлив.
Отец или мать могут убить собственных сына или дочь (мы часто читаем об этом
в газетах). Но гуру или вайшнава не может этого сделать. Даже если кто-то
попытается убить или причинить другой вред вайшнаву - несмотря на то, что
ему невозможно принести вреда, потому что он - чистый преданный - он не
будет противится. Наоборот он попытается даровать ему кришна-прему. Джагай и
Мадхай хотели убить Нитьянанду прабху, но Он даровал им кришна-прему. К
Харидасу Тхакуру пришла проститутка специально для того, чтобы соблазнить
его, но вместе этого он даровал ей кришна-прему. Поэтому гуру всегда
милостив.
Гуру будет всегда оставаться милостивым по отношению к своему ученику, даже
если этот ученик попытается убить его. Ученик пребывает в невежестве, но
гуру знает, что душа вечна. Валмики хотел убить Нараду, но Нарада сказал:
"Прекрати!" и тот остановился. Он был удивлен: "Я убил так много людей и
никто не мог остановить меня, но этот человек просто сказал "Прекрати!" и я
остановился". Таким образом Валмики поверил в Нараду и Нарада попросил его
повторять мара, мара, мара, рама, рама, рама, благодаря чему освободил его.
Хотя Валмики хотел убить Нараду, Нарада даровал ему столько милости.
Гуру никогда не станет отвергать своего ученика из-за того, что ученик
греховен. Даже если ученик оскорбительно настроен, когда гуру видит, что
ученик выполнил столь много служения, он не позволит ему уйти. Он так добр.
Он не оставит искреннего ученика, даже если ученик снова запутывается в
греховной деятельности. Напротив, он возвратится к нему в следующей жизни и
будет делать это из жизни в жизнь, сотни жизней подряд, пока его ученик не
обретет освобождение. Вы читали в "Брихад-бхагаватамрите" о том, как гуру
Гопа Кумара снова и снова возвращался за ним на протяжении тысяч и миллионов
лет.
Иногда взаимообмен обмен может оставаться незаметным. Например отец
оставляет детей дома с матерью и уезжает далеко для того, чтобы заработать
денег. Каждый месяц он отправляет денег на поддержание детей, но дети не
видят его. Они видят лишь собственную мать, которая заботится о них, кормит
их, одевает их, собирает их в школу, покупает учебники и много другое.
Однако взаимообмен с отцом для них не очевиден.
Подобным образом можно не замечать взаимообмена с гуру. Гуру может быть
очень строгим и серьезным, из-за чего может сложится впечатление, что он не
любит своих учеников. Но в действительности он любит их больше всего на
земле, он служит им и отвечает взаимностью на их служение.
Иногда мотивы человека могут оставаться незамеченными. Например отец и мать
могут внешне служить своим детям, несмотря на то, что дети не отвечают им
взаимностью, однако родители надеются, что в будущем, когда они достигнут
преклонного возраста, их дети будут служить им и позаботятся о них.
Подобным образом можно думать, что гуру обучает своих учеников для того,
чтобы в будущем они смогли продолжить его миссию.. Но в чем заключается его
миссия? В возвращении падших душ обратно к Кришне и принесении
удовлетворения продвинутым преданным.. Поэтому у гуру не может быть
эгоистичных мотивов. В этом мире взаимоотношения между родителями и детьми,
мужем и женой, братом и сестрой могут быть чистыми, но при этом основываться
на эгоистичных интересах. Если встречаются брат с сестрой, они могут ничего
не хотеть, но при этом желать почувствовать тепло и заботу. По той причине,
что мы обладаем материальными чувствами и умом, мы можем обладать
эгоистичными интересами.
Взаимоотношения между гуру и учеником чисты. Но при встрече ученика и гуру,
если они не обрели высокого уровня сознания Кришны, они могут обладать
эгоистичными интересами. Даже если они не хотят обрести чего-либо грубо
матери-ального, они могут стремится к ощущению собственной значимости. Лишь
чистые преданные находятся вне досягаемости майи и лишены эгоистических
побуждений. Искренние слуги таких чистых преданных стараются поступать не
основываясь на эгоистических побуждениях. Они будут стараться воспринимать
свои поступки и мотивы как средство освобождения от личной
заинтересованности.
В действительности гопи не обладают эгоистичными побуждениями. Они ничего не
хотят получить от Кришны:

ашлишйя ва пада-ратам пинашту мам
адаршанан марма-хатам кароту ва
йятха татха ва видадхату лампато
мат-прана-натхаш ту са эва напарах

"Пусть Кришна крепко обнимет за талию Своих служанок, припавших к Его
лотосным стопам. Пусть Он растопчет меня или разорвет мое сердце никогда не
являясь моему взору. Он может поступать так как пожелает, но Он навсегда
останется Господом, которому я поклоняюсь" (Шикшаштака, 8).
Таким образом Кришна обращается к гопи, называя их су-мадхйяма. Су означает
хорошо, а мадхйяма означает "середина" или "талия". Обращаясь к ним "Мои
дорогие стройные гопи", Он также говорит им "Ваш серединный вопрос самый
лучший, а сами вы являете собой пример наивысшей самоотверженной и чистой
любви. Несмотря на то, что вы не можете ответить Мне, Я знаю, что вы все
также любите и служите Мне".
Поэтому Кришна говорит:

на парайе хам ниравадйя-самйюджам
сва-садху-критйям вибудхайюшапи вах
йя мабхаджан дурджара-геха-шринкхалах
самвришчйя тад вах пратийяту садхуна
"Я не способен отплатить вам за все то безупречное служение, которые вы
сделали для Меня, даже если у Меня в распоряжении будет долгая жизнь Брахмы.
Вы покланялись Мне, разрывая путы семейной привязанности, от которой
избавится чрезвычайно сложно. Поэтому пусть все ваши славные деяния станут
проявлением Моей благодарности к вам" ("Шримад-Бхагаватам", 10.32.22).