"Лечение душ в общинах вайшнавов".

Искусство слушания.

Восстановление взаимоотношений подразумевает существование личностей, с
которыми человек, имеющий проблемы, может завязать доверительные отношения.
Пример таких личностей это - духовные наставники (учителя) разного уровня.
Вовсе не обязательно, что гуру - это только тот, кто дает дикшу. Духовным
наставником может быть вартмана прадакшика гуру, то есть гуру, который
указывает нам верный путь. Шикша гуру тоже может стать духовным наставником.
Любой в духовной жизни нуждается в таких взаимоотношениях с духовным
наставником. Это необходимо для того, чтобы человек мог получать советы
касательно того, как выйти на верный путь и прогрессировать в духовной
жизни. Установление таких взаимоотношений является основой, как духовного
исцеления людей, так и психоанализа в психотерапии.

В своей книге Бойзон рассматривает с одной стороны священника-христианина, а
с другой обычного психотерапевта, и объясняет, что оба они, в конце концов,
стремятся к одной цели. Он говорит, что устремления психотерапевта, в
конечном счете, также духовны, потому что он стремится решить духовные
проблемы. Таково еще одно заключение, к которому Бойзон приходит в своей
книге.

В психотерапии существует много различных школ и приемов, которые не
сходятся по всем основным вопросам, так как не имеют единства в своих
убеждениях. Но исследования доказали, что в случае, когда психотерапевт
достигает успеха, результат не зависит от методик, которые он использовал, а
зависит от взаимоотношений, которые он смог завязать со своим пациентом.

Это совсем недавнее открытие, но Бойзон говорил об этом в своей книге,
написанной в 1936 году. Мы прочитаем отрывок из нее. Он говорит: "На самом
деле, психотерапия в меньшей степени зависит от приемов, которые она
использует, чем от личных взаимоотношений, завязывающихся между
психотерапевтом и пациентом. Если у пациента возникает доверие к
психотерапевту, достаточное для того, чтобы он мог открыть ему свои
проблемы, а психотерапевт при этом готов выслушать его с разумной симпатией
и вниманием, то большая вероятность того, что будет хороший результат,
который не зависит от правильности или неправильности приемов, используемых
этим конкретным психотерапевтом".

Бойзон говорит, что то же самое в полной мере относится к духовному
наставничеству. Самое важное здесь - умение слушать с разумным сочувствием.
Он упоминает в своей книге, что самый важный урок, который может извлечь для
себя рядовой (среднестатистический) священник - это научиться слушать. Он
говорит: "Возможно, что нет более важного урока, который мог бы извлечь для
себя среднестатистический священник, или учитель, чем искусство слушать
внимательно, поскольку чаще всего именно такие люди любят слушать свои речи
больше, чем то, что говорят им другие люди".

И очень многие преданные также признавали, что сталкиваются с подобной
проблемой. Они говорили, что их духовным наставникам гораздо больше нравится
проповедовать, чем слушать то, что говорят они.
У всех нас есть такая склонность, поэтому нам необходимо преодолеть ее и
научиться слушать других. В ИСККОН этой проблеме, то есть искусству
слушания, несомненно, уже уделялось должное внимание.

( Из семинара Равиндра Сварупы Прабху "Лечение душ в общинах Сознания
Кришны")