Вопрос: Что такое Анартха?

Ответ Шрилы Бхактиссидханты Сарасвати:

Наше благо мы можем получить от Абсолютной Истины? Все противное этому
благу, такое как желания чувственного наслаждения, является анартхой,
главным препятствием на пути служения Господу. Анартха означает мая. Даже не
смотря на то, что что-либо в сфере маи кажется реальным, оно ложно.

Анартхи являются причиной перерывов в памятовании о Господе и позволяют
материальным мыслям взять верх над сознанием. Поэтому анартхи являются
препятствием на пути к высшему благу и их необходимо преодолеть.

 

Шрила Бхактивинод Тхакур пишет в "Бхаджана-рахасье":
Кршна, потенция Кршны и живое существо, вместе составляют
Абсолютную Истину. Введенное в иллюзию майей, живое существо
порабощается ею. Это известно, как анартха. Когда маленькое
сознание живого существа выполняет бхакти-йогу, все анартхи
разрушаются, и оно достигает кршна-премы. Эту истину осознал
Вйасадева, благодаря своей полной погруженности в имя Господа и
т.д. Поэтому-то, он и раскрыл процесс бхакти-йоги в Шримад-
Бхагаватам.
В Амнайа-сутре, описываются четыре типа невезения или анартх:

майамугдхасйа дживасйа
джнейо ‘нартхаш чатур видхах
хрддаурбалйам чапарадхо
сат-тршна таттва-вибхрамах

Живому существу, привлеченному майей, свойственны четыре типа
анартх: хрдайа-даурбалйа (слабость сердца), апарадха (все виды
оскорблений), асат-тршна (материальные желания) и таттва вибхрама
(иллюзия о духовном знании).

Эти анартхи приводят к материальному рабству, которое
приводит к страданиям.
Иллюзия относительно духовного знания бывает четырех типов:

сва-таттве пара-таттве ча
садхйа-садхана-таттвайох
виродхи-вишайе чаива
таттва-бхрамаш чатур-видхах

Сва-таттва-бхрама (иллюзия относительно собственной
тождественности), парататтва-бхрама (иллюзия относительно
Верховной Личности Бога), садхйа-бхрама ( иллюзия относительно
opnveqq` према-бхакти) и садхана-бхрама (иллюзия относительно
процесса садханы - вот четыре вида иллюзии обнаружимой в
обусловленных душах.

Материальные желания бывают четырех типов:

аихикешаваишана пара-
трикешу чаишана ‘шубха
бхути-ванчха мумукша ча
хй асат-тршнаш чатур-видхах

Желание материальных объектов, желание небесного комфорта, желание
мистических сил и желание освобождения - вот четыре типа
материальных желаний.

Оскорбления бывают четырех типов:

кршна-нама-сварупешу
тадийа-чит-канешу
джнейа будха-ганаир нитйам
апарадхаш чатур-видхах

Оскорбления в адрес имени, оскорбления в адрес формы Господа,
оскорбления в адрес преданных и оскорбления в адрес других живых
существ - таковы четыре вида оскорблений.

Слабость сердца бывает четырех типов:

туччхасактих кутинати
мат сарйам сва-пратиштхата
хрд-даурбалйам будхаих шашвадж
джнейам кила чатур-видхам

Разумные личности знают четыре следующих типа слабости сердца:
привязанность к объектам, не связанным с Кршной, лживость или
поиск недостатков, завистливость и желание славы.

Эти анартхи порождают шесть врагов - каму, кродху, лобху,
моху, маду и матсарйу - то есть вожделение, гнев, жадность,
иллюзию, гордость и зависть. Эти анартхи также зачинают шесть волн
- именуемых шока, моха, кшут, пипаса, джара и мртйу - то есть
горе, иллюзию, голод, жажду, старость и смерть.

Лиана преданности никогда не сможет вырасти до тех пор, пока
человек не оставит эти анартхи.