Маха-Вишну и Садашива явились в играх Господа Чайтаньи как Адвайта Ачарья. И
поскольку Он неотличен от Вишну, всепроникающего Господа, Его на- зывают
Адвайтой, <лишенным двойственности>.
* * * В детстве Адвайта был очень шаловливым мальчиком. Он не желал брать
грудь матери, пока она не споет Харе Криш- на, и с наслаждением вводил в
замешательство соседей, про- являя божественное могущество. Родители и
соседи ласково называли мальчика Камалакшей>. В ночь на Варуни-снана,
тринадцатый день восходящей луны в марте-апреле, матери Лабхадеви было
божественное видение, в котором сын отвел ее на высокую гору в провинции
Шри-хатт. День Варуни-снана считается очень благоприят- ным. Лабхадеви давно
хотела принять омовение в святых ре- ках, и Камалакша отвел ее на гору,
чтобы исполнить желание матери. Как только они поднялись, перед Камалакшей,
кото- рый принял божественный облик четырехрукого Маха-Вишну, явились
олицетворенные святые реки и стали возносить Ему сладкозвучные молитвы. Эхом
отражая в своих благословен- ных водах звук Его раковины, реки приблизились
и омыли мать Лабху. От наслаждения ей казалось, что она сейчас рас- тает в
святых водах.
-Посмотри, мама, - заговорил Камалакша, - вот крас- ные воды Сарасвати, эти
белые - Ганги, а черные - Яму- ны, здесь Кавери, Нармада и Годавари. Они
пришли испол- нить твое давнее желание! Многие детские игры Адвайты
напоминали деяния Господа Шивы, которого называют Рудрой, богом гнева.
Однажды Камалакша играл в пещере с сыном царя Дивьясимхи. Принц стал
насмехаться над преданными, которые воспевают Харе Кришна маха-мантру, и
Камалакша так разгневался, что принц, всегда гордившийся своей смелостью,
потерял сознание от охватившего его ужаса. С пяти до десяти лет Камалакша
учился, поражая учителей Своей необычайной одаренностью, а в восемь отец
одел на него брахманский шнур. Еще мальчиком Он проявлял могуще- ство
Господа Вишну. Однажды царь Дивьясимха, который был преданным богини Дурги,
послал Камалакшу и своего сына в храм. Как только они вошли, Камалакша
бросил спут- нику с вызовом:
-Ну, покажите мне вашу богиню! - и, приблизившись к алтарю, не предложил ей
поклонов. Царский сын почувствовал себя оскорбленным:
-Ты должен поклониться! В ответ Камалакша так разгневался, что мальчик снова
упал без чувств. Сам еще ребенок, Камалакша перепугался и убежал.
Деревенские мальчишки разыскали Его и привели в храм, где уже собрались
царь, Кувера Пандит и другие знат- ные горожане. Царь Дивьясимха в великой
печали склонился над своим сыном, который бездыханным лежал у него на ко-
ленях, но Камалакша тут же брызнул принцу на голову чара- намриту - воду,
которой омывали лотосные стопы Господа Вишну, - и мальчик сразу же пришел в
себя. Увидя такое чудо, все собравшиеся поразились мистическому могуществу
Камалакши и Его безграничной вере в Господа Вишну. Немного позже произошел
похожий случай на празднике Дипавали, отмечаемом в первый день года по
индийскому календарю, когда все верующие хинду посещают храм богини Дурги и
ставят на алтарь свечи. Камалакша снова не стал кланяться Дурге, и принц так
разволновался, что позвал Ку- веру Пандита. Кувера Пандит отвел сына в
сторону и стал объяснять важность поклонения полубогам, напомнив Кама-
лакше, что даже Господь Рама поклонялся богине Дурге, что- бы вернуть
украденную Раваной Ситу. На это Камалакша вежливо ответил:
-Дорогой отец, прости, но ты слегка заблуждаешься. Де- рево со всеми его
ветвями и листьями питается благодаря кор- ню, точно так же полубогов можно
удовлетворить, поклоняясь изначальному Господу Вишну, или Кришне. Как птица
чакора живет лишь при лунном свете, Я могу поклоняться только Господу Вишну
или Кришне! Не успел Он сказать это, как божество Дурги на алтаре
разлетелось на куски и появилась сама богиня, осветившая собой все стороны
света. Под сводами храма прогремел боже- ственный глас:
-Муж никогда не будет кланяться жене! Жена должна кланяться мужу! Так Дурга
показала, что мальчик Камалакша - не кто иной, как ее муж, Господь Шива.
Царь Дивьясимха понял, что в лице Камалакши оскорбил самого Господа Шиву.
Его раскаянию не было предела, он весь зарделся от стыда. Со слезами на
глазах царь стал возносить молитвы. Слушая его с нескрываемым
удовлетворением, мальчик Камалакша милости- во указал Дивьясимхе, что его
сын насмехается над вайшнава- ми, а сам он, царь, поклоняется полубогам, что
свидетельству- ет лишь о его невежестве.
-Дурга - служанка Кришны, - сказал Он царю. - Это Его внешняя материальная
энергия, и ее дело - всех вводить в заблуждение, окутывая иллюзией. Так что
если ты будешь поклоняться Дурге, в твоем царстве никогда не будет
процветания. Понимая, что мальчик прав, царь снова и снова прославлял
Камалакшу изысканными молитвами. Камалакша, довольный, возложил Свои стопы
царю на голову и попросил его всегда петь святые имена Кришны. Царь стал
вайшнавом и воздвиг в своем царстве величественный храм Господа Кришны. Он
устраивал пышные вайшнавские праздники и наконец принял посвящение у
Камалакши, который дал ему имя Кришнадас брахмачари. После того как
Камалакша благословил царя Дивьясимху, семья Куверы Пандита перебралась в
Шантипур, на живопис- ный берег Ганги. Камалакша стал посещать толу,
рассказывая друзьям, что святые имена Кришны - это источник всего зна- ния.
С годами Он в совершенстве познал философию Веданты и <Шримад-Бхагаватам>
Шрилы Вьясадевы, а также хорошо изучил шесть главных философских систем,
основанных знаме- нитыми мудрецами: Гаутамой, Канадой, Капилой, Патанджа-
ли, Джаимини и Аштавакрой. Будучи еще подростком, Кама- лакша был удостоен
высокого звания Веда-панчана, которое обычно давалось людям вдвое старше
Его. Учитель Камалак- ши, Сантачарья, жил в деревне Пурнавати, и мальчик,
соглас- но ведической системе обучения, большую часть времени про- водил у
него в хижине, изучая науки и занимаясь служением своему учителю. Сантачарья
хорошо знал о божественной природе Камалак- ши и решил как-то раскрыть это
перед Его одноклассниками, которые во всем завидовали Камалакше,
пользовавшимся осо- бой благосклонностью учителя. Однажды гуру привел всех
своих учеников в лес. Их взору открылось сказочное озеро, полное прекрасных
лотосов, которые охранялись огромными ядовитыми змеями. В самом центре этого
озера возвышался необыкновенно большой и красивый лотос, и Сантачарья спро-
сил учеников, кто из них может добраться до этого цветка и принести его, не
рискуя быть укушенным змеей. Мальчики перепугались, услышавв такую
невероятную просьбу, но Кама- лакша бесстрашно шагнул вперед. Он, не спеша,
вошел в во- ду, и в тот же миг у Него под ногами появился лотос, кото- рый
понес Камалакшу на середину озера, а из воды поднялся огромный змей,
раскинув над Его головой свои бесчисленные клобуки, в точности как
божественный змей Ананта, который защищает Господа Вишну. Так Камалакша
благополучно доб- рался до лотоса и, сорвав его, предложил стопам своего
учите- ля. Мальчики были потрясены и с того дня дали обет всегда почитать
Адвайту. Адвайте еще не было и двадцати лет, когда Его родители глубокими
старцами удалились в духовную обитель Госпо- да - Шри Вайкунтху, покинув
материальный мир. Адвайта, являя Свои божественные игры, оплакал смерть
родителей и, совершив необходимые обряды, отправился в многолетнее па-
ломничество. Сначала Он посетил Ориссу, где в великом экстазе покло- нился
божеству Гопинатх. Затем побывал в Набхигае, Пури, Годавари, Шиваканче и
Вишнуканче (где с изумлением на- блюдал философские состязания между
шиваитами и вайшна- вами), Кавери, Мадураи, Сетубандхе, Дханутиртхе,
Рамешва- ре и Удипи. Здесь, в Удипи, Адвайта впервые встретился со Шрилой
Мадхавендрой Пури, который впоследствии стал Его духовным учителем. Это была
встреча двух великих душ. Мадхавендра Пури сразу почувствовал величайшую
любовь к Адвайте, олицетво- рению совершенного преданного. Их сокровенная
беседа была о Кришне, спасителе падших людей века Кали, который обя-
зательно прольет Свою милость и низойдет, благословив мир воспеванием Своего
святого имени. Адвайта поведал Мадха- вендре Пури о скором явлении Шри
Чайтаньи Махапрабху и Его трансцендентных играх. Раскрыв Мадхавендре Пури
миссию Гауранги, Адвайта продолжил свое паломничество, посетив Дандакаранью,
На- шику, Двараку, Прабхаса Тиртху, Пушкару, Курукшетру, Харидвару,
Бадарикашрам, Гомукхи, Чандаки, пока не достиг, к своему великому
удовольствию, Митхилы, родного города Ситадеви, супруги Господа Рамы.
Обливаясь слезами любви к Богу, Адвайта Ачарья шел по дороге, когда вдруг
услышавл старческий голос, сладко поющий об играх Кришны. Адвайта
остановился и увидел под деревом старого брахмана. Погово- рив с ним, он
понял, что судьба свела его с великим Видьяпа- ти, чья слава гремит по всем
трем мирам. Очарованный не- обыкновенным поэтическим даром Видьяпати и
божественной премой, щедро льющейся из его сердца, Адвайта провел с ним
несколько сладостных часов. Потом они простились, и Адвай- та вошел в
Айодхью, вечную обитель Господа Рамы. В Варанаси Адвайта искупался в
знаменитом Маникарника Гхате и увидел божество Вишванатха (Господа Шивы),
про- славленное на весь Варанаси. После этого Он посетил храм Адикешавы, а
также увидел божество Бинду Мадхавы. Сле- дующим был Праяг (Аллахабад), где
Адвайта увидел божест- во Вену Мадхавы. Здесь Он обрил голову и искупался в
Тривени - месте слияния трех священных рек: Сарасвати, Ганги и Ямуны. Затем
Адвайта пришел в Матхуру, где среди прочих при- мечательных мест посетил дом
Кубджи. С глубочайшим поч- тением Он поклонился месту рождения Господа
Кришны и омылся в Вишрама Гхате. Адвайта совершил полный пари- крам
(паломничество) по Враджу, медитируя на игры Криш- ны. Наконец Он достиг
Вриндавана. Несколько дней Он про- вел у подножья холма Двадашадитья-тила,
на котором впо- следствии вырастет знаменитый храм Мадан-Мохана, постро-
енный Санатаной Госвами. Место, где жил Адвайта Прабху во Вриндаване, до сих
пор сохранилось и называется Адвайта Вата. С божеством Мадан-Мохан у Адвайты
Прабху были са- мые сокровенные отношения. Однажды, когда Адвайта уснул под
баньяновым деревом, божество явилось к Нему во сне и сказало:
-Мне поклонялись здесь прежде, но с приходом мусуль- ман Мой
священнослужитель бежал, опасаясь за свою жизнь. Я спрятан под холмом
Двадашадитья-тила, под старым руслом Ямуны. Пожалуйста, вызволи Меня из
этого заточения и ус- танови на прежнем месте. Очнувшись ото сна, Адвайта
Прабху разыскал место, о ко- тором говорил Мадан-Мохан, и с помощью местных
враджа- васи установил божество. Они совершили пышную церемонию омовения, а
потом Адвайта Прабху натер тело Мадан-Мохана ароматным маслом, так что
Господь снова стал темным, словно грозовая туча, и гладким. Через несколько
дней после ухода Адвайты на Адвайта Вату напал отряд мусульман. Божество
укрылось в куче старых жертвенных цветов и так спаслось. Когда Адвайта
Прабху вернулся, Мадан-Мохан снова сказал ему во сне, где Он укрылся.
Мадан-Мохан попросил Адвайту найти Его и передать Пурушоттаме Чаубе, который
будет ухаживать и служить Мадан-Мохану. Пурушоттама Чауба был бедным
брахманом из Матхуры. Через несколько лет он передаст Мадан-Мохана Санатане
Госвами, но об этом повествует уже другая история. Господь повелел Адвайте
Прабху возвращаться в Шанти- пур, в Западную Бенгалию, и установить там два
божества
(югала-мурти) - Шри Радхи и Мадан-Гопала. Он сказал, что отыскать Их можно
по рисунку Вишакхи, близкой под- ружки Радхарани, который спрятан в самом
сокровенном мес- те во Вриндаване - в лесу Сева-кундж, и объяснил, где
именно. Все это случилось как раз в то время, когда Вриндаван по- сетил Шри
Мадхавендра Пури, и Адвайта Прабху встретился с ним во второй раз. Пурипада
погрузился в глубокий экстаз, когда Адвайта рассказал ему о воле
Мадан-Мохана, и, согла- шаясь с божеством, объяснил Адвайте, что Кришне
невоз- можно поклоняться без Радхи, потому что Кришна никогда не будет
счастлив без Ее любви. Мадхавендра Пури посоветовал Адвайте жениться, чтобы
как следует поклоняться божествам. Он объяснил, что отре- шенный монах, если
умрет, оставит божества на произвол судьбы, тогда как у семейного человека
всегда есть жена, дети и другие родственники или потомки, которые будут
служить Их Светлостям, когда хозяина свалит болезнь или даже смерть.
Мадхавендра Пури уверил Адвайту, что примет на себя все последствия
оскорблений божеств, которые могут до- пустить четырнадцать поколений
потомков Адвайты Прабху. Вместе с Адвайтой Мадхавендра Пури пошел в Шантипур
и провел там месяц. Все это время он наставлял Адвайту в воспевании святого
имени Кришны, объясняя, что в этот век Кали освобождения можно достичь лишь
силой воспевания святого имени. Здесь же, в Шантипуре, Мадхавендра Пури
принял Адвайту в ученики. Вскоре после церемонии посвяще- ния он покинул
Шантипур, чтобы продолжить свою миссию в других частях Индии. Адвайта Прабху
быстро завоевал любовь и уважение всех вайшнавов Шантипура. Однажды, когда
он одержал победу в философском диспуте над прославленным ученым, с небес
раздался голос:
-Этот брахман необычный человек. Это Сам Бог, и по- тому нет никого более
ученого, чем Он. Имя Его - Адвай- та, <не знающий Себе равных!> Здесь же в
Шантипуре Адвайта повстречался с Харидасом Тхакуром, мусульманином, целиком
предавшимся воспеванию святого имени Хари. Они стали большими друзьями.
Харидас был глубоко погружен в воспевание святого имени и не забо- тился о
поддержании своего тела, поэтому Адвайта во всем опекал его. Он устроил
Харидасу обитель в пещере недалеко от Шантипура и сам посвящал его в
философию сознания Кришны. Не поддается описанию уважение, которое испыты-
вали эти два чистых преданных друг к другу. Еще до явления Махапрабху
Адвайта Ачарья построил на берегу Ганги в Навадвипе небольшое жилище, и
вместе с Ха- ридасом Тхакуром они начали проповедовать воспевание свя- того
имени - санкиртану. Именно здесь Он молился Господу Кришне, призывая Его
низойти, и действительно стал причи- ной явления Господа в этот мир. Дом
Адвайты в Навадвипе до сих пор сохранился, и ему поклоняются тысячи и тысячи
паломников. В <Шримад-Бхагаватам> говорится, что Садашива всегда думает о
том, как освободить падшие души. Эти мысли не оставляли Его и в облике
Адвайты Ачарьи. Шри Чайтанья Махапрабху не раз говорил, что низошел
благодаря молитвам Шри Адвайты. Садашива занимает промежуточное положение
между духовным и материальным миром, и потому способен призвать своими
молитвами Верховного Господа. Адвайта Прабху стал духовным учителем многих
близких спутников Господа Чайтаньи, таких как Васудева Датта,
Бхагаватачарья, Шьямадас, Ядунанданачарья (гуру Шрилы Рагхунатха даса
Госвами). Адвайте Прабху было пятьдесят лет, когда Он решил по- следовать
совету Мадхавендры Пури и жениться. Помимо исполнения воли духовного учителя
Адвайта преследовал еще одну цель. Он хотел распространить воспевание
святого име- ни - способ поклонения Богу, предписанный для людей века Кали -
среди домохозяев, собственным примером показывая всем, что санкиртана
доступна не только отшельникам и трансценденталистам. В Нараянапуре,
провинции Шаптаграма, жил ученый и от- реченный брахман по имени Нрисимха
Бхадури. Его дочь Си- та была подобна богине удачи. Она явилась в этот мир в
сен- тябре месяце, за четыре дня до праздника явления Шримати Радхарани.
Впервые Ситадеви увидела Адвайту Прабху, когда вместе с отцом и младшей
сестрой Шридеви переплывала на лодке Гангу. Нрисимху Бхадури и его дочерей
поразил пре- красный, сияющий золотом облик Адвайты, когда Он совер- шал
свое ежедневное поклонение на берегу Ганги. Ситу пора- зила красота Адвайты.
Через несколько дней Нрисимха Бха- дури взял обеих дочерей в Шантипур на
поклонение богине Бхагавати. Здесь Ситадеви и Адвайта Прабху снова встрети-
лись и, любуясь, не могли отвести глаз друг от друга. Шья- мадас пришел к
Нрисимхе Бхадури и все ему объяснил:
-Твоя дочь в действительности - Йогамайа, мистическая сила Господа, а
Адвайта - это Сам Господь! Лучшей пары невозможно себе представить! Невесту
отвезли в деревню Пхулия-граму, которая стоит на берегу Ганги, а спустя
некоторое время Нрисимха Бхадури отдал Адвайте в жены и свою младшую дочь
Шридеви. Ад- вайта Прабху инициировал своих молодых жен, в точности как
Паурнамасья-Йогамайа дала посвящение двум юным девушкам по имени Вира и
Вринда, которые служили Радхе и Кришне в роли посланниц. Затем Он стал
наставлять их в вайшнава- сиддханте, разъясняя истинный смысл Вед, а со
временем посвятил в самые сокровенные истины преданного служения. Адвайта,
являя милость Своим ученицам, продолжал настав- лять их во всех тонкостях
бхакти-йоги. Первый сын Адвайты Прабху, Ачьютананда, родился в
1493 году, когда Господу Чайтанье было семь лет. Баларама, Гопала, Кришнадас
и близнецы Джагадиша и Сварупа роди- лись с промежутком в четыре года, и все
они были сыновьями Ситы. Впоследствии Адвайта отказался от троих сыновей за
то, что они отступили от учения Махапрабху, и остался с Ачьютанандой,
Гопалом и Кришнадасом. Из всех сыновей Адвайты только двое женились,
остальные приняли санньясу, отречение от мира. Все дети получили от своей
матери Ситы должное вайшнавское воспитание, образование и духовное по-
священие. Однако старший, Ачьютананда, стал воистину дос- тойным славы
своего отца. Повзрослев, он принял посвящение у Гададхары Пандита и
поселился в Пури как его слуга. Ачьютананда был олицетворением чистой
преданности Кришне и настоящей отрадой своему отцу. Всю жизнь он оставался
брахмачари. Как свидетельствуют писания, Ачьютананда явля- ется воплощением
Карттикеи в играх Господа Чайтаньи. По традиции Адвайта Ачарья изображается
седовласым и с длинной белой бородой, хотя в писаниях говорится, что Он был
вечно юн. Одежды Адвайты, мягко облегавшие Его силь- ное крепкое тело, были
такими же белыми, как и Его пышные волосы. Иной раз Он так сиял белизной,
что напоминал Со- бой полную луну или цветы жасмина. Его прекрасные глаза,
сияющие на луноликом золотистом лице, были всегда устрем- лены на
Махапрабху. Он был Господом чистых преданных Навадвипы, которые с великой
радостью служили Ему. Шри Адвайта Ачарья всегда вдохновлял их, прогоняя
страх и ода- ривая Своими благословениями. Сияющий Адвайта Ачарья был
украшен божественным знанием и премой, чистой любо- вью к Богу. Великие
преданные, очарованные Им, всегда ме- дитируют на Адвайту Ачарью как на
источник всей трансцен- дентной радости и причину нисхождения Махапрабху в
этот мир.

Несмотря на то, что умонастроение Шри Адвайты Ачарьи по отношению к Чайтанье
Махапрабху было всегда подчинённым, Чайтанья Махапрабху всегда обращался к Нему
с уважением. В попытке получить милость Чайтаньи Махапрабху, однажды Шри
Адвайта Ачарья начал проповедовать Своим ученикам философию майавады. Когда
Чайтанья Махапрабху услышал это, Он ринулся к Адвайте Ачарье и спрашивал Его
ТРИ раза, что лучше "знание" или "любовь в преданности". Когда Шри Адвайта
Ачарья сказал, что гьяна, то, Чайтанья Махапрбху проявил свою игру, пребывая в
настроении бешенства, избивая Шри Адвайта Ачарью, чем привёл Его в восхищение и
экстатическое состояние. Позднее, когда всё было улажено, Шри Адвайта Ачарья
снова начал прекрасно обучать принципам према-бхакти.
Шри Адвайта Ачарья был не только причиной прихода Господа, но и Его ухода. Он
послал Чайтанье Махапрабху таинственное послание "рис не очень то и нужен на
рынке,
поскольку каждый является сумасшедшим подобно Тебе, Чайтанья Махапрабху".
Когда Махапрабху получил это послание, Он улыбнулся и вскоре Он проявил Свою
игру ухода. Только некоторые из самых близких спутников поняли, что означало
это послание - йуга-дхарма санкиртаны успешно утвердилась, и она может
распространяться наделёнными могуществом последователями.
Шри Адвайта Ачарья проявлял Себя на Земле 125 лет, 25 из которых Он провёл
после ухода Чайтаньи Махапрабху. Его милость к падшим душам Кали-йуги не знает
границ. Он раскрыл самые сокровенные и эзотерические лилы Господа для мира и
как ачарья, жил, учил и вдохновлял своими наставлениями.