(Из лекции Шрилы Ниранджана Свами, 24.09.97. Минск )

Шрила Прабхупада говорил о симптомах сахаджи или пракрита. Это тенденция
принимать преданное служение дешево, имитировать уровень высокопродвинутых
преданных.
Один его преданный - художник - вел себя таким образом и Прабхупада
предупреждал его об этом. Однажды этот художник, преданный Шрилы Прабхупады,
принес набросок очередной картины Шриле Прабхупаде, чтобы тот подтвердил
его. Этот преданный хотел сделать серию картин.
Первое замечание Шрилы Прабхупады было таким: <Это Шива и Парвати?>. <Нет>,
- сказал преданный. - <Это Радха и Кришна>.
Прабхупада ответил: <Они слишком старые. Они должны выглядеть не более
чем шестнадцатилетние, потому что Они очень молоды>.
Художник отправился назад и стал перересовывать набросок. Когда во второй
раз набросок был представлен Шриле Прабхупаде, Шрила Прабхупада опять
отметил что эта пара выглядит слишком старой. И тогда Шрила Прабхупада
показал своему ученику изображения калькутских ИСККОНовских божеств,
изображение которого стояло на его столе. И он сказал что Радха и Кришна
должны быть нарисованы таким образом. Кришна это молодой сладкий юноша.

Художник сделал набросок третий раз и показал Шриле Прабхупаде. Но Шрила
Прабхупада оставался таким же не вдохновленным. Но так как он не запретил
художнику делать эту картину, художник воспринял это как согласие Шрилы
Прабхупады и стал рисовать его на большом холсте. Через несколько недель
работы он принес свое творение Шриле Прабхупаде. И на картине были
изображены Радха и Кришна на качелях. Кришна приподнимал вуаль, которая
закрывала лицо Радхарани и смотрел на нее любовным взглядом.

Традиционное изображение Радхи и Кришны - это когда они стоят рядом.
И такое изображение было на предварительном наброске, сделанном художником,
но это изображение постепенно переросло в воображаемую картину, которая
появилась на готовом холсте.
<Все это выдумки>, - сказал Шрила Прабхупада.
Не смотря на старания, которые приложил художник, Шрила Прабхупада все
равно не смог сдержать свои чувства неудовлетворенности. Он не мог сдержать
свое недовольство в таком ответственном деле, как изображение Радхи и
Кришны. Находясь в состоянии ущемленного самолюбия, гордости, художник
забрал картину и не мог понять, что здесь сделано неправильно.
Он не знал что ему исправлять.

В следующий раз (дело происходило в Майяпуре) Шрила Прабхупада снова
предупредил того же самого художника, что его спонтанные художества не
являются авторитетными. Когда этот художник рисовал большие картины,
изображавшие сцены из <Чайтанья-чаритамриты>, на внешних стенах майяпурского
комплекса, он поместил свой собственный стих, написанный им на бенгалии,
большим шрифтом. И когда Шрила Прабхупада проходил мимо этих художеств на
утренней прогулке, он пришел в большое негодование.
<Ты не должен был осмелиться>, - сказал Шрила Прабхупада. Этот стих включал
в себя метафору, в которой прославлялись Господь Чайтанья и Господь
Нитьянанда. Шрила Прабхупада сказал, что чувства, сантименты, которые
выражены в этом стихе, не такие уж плохие, хотя бенгали не был совершенен.
Но главное возражение, которое было высказано Прабхупадой, состояло в том,
что его ученик осмелился поместить свой собственный стих на это изображение,
вместо того, чтобы поместить стих, составленный предыдущими ачарьями. Такого
ачариьи, как например, Нароттама дас Тхакура.
И во время утренней лекции по "Шримад-Бхагаватам" Шрила Прабхупада упомянул
об этом эпизоде. Он сказал: <Не измышляйте>. Тенденция сахаджев это
брать, принимать все дешево. <Не делайте этого>, - сказал Шрила Прабхупада,
- <или вы станете сахаджами и всему придет конец>.

Это очень поучительная история. Это, как мы говорили о том, чтобы
привносить нововведения. Шрила Прабхупада был очень строг в отношении этого.
Прабхупаду очень беспокоило то, чтобы защитить свое общество от тенденции
сахаджи. Быть сахаджем это считать себя находящимся на очень высоком уровне
преданного служения. И поэтому такой человек может действовать в
противоречии с правилами и предписаниями, которые составлены предыдущими
ачариями. И опасность состоит в том, что если человек вводит какие-то
новшества, то эти новшества могут продолжаться теми, кто начинает думать
"а, теперь я понял каков стандарт".
Как, допустим, Шрила Прабхупада очень внимательно просматривал все
изображения Радхи и Кришны и Господа Чайтаньи. Если он видел что-либо, что
было выдумкой художника, но не было ясным представлением того, что
утверждается в явленных писаниях, Шрила Прабхупада никогда не принимал такие
изображения и отсылал их назад. Он не позволял чтобы такие изображения
публиковались или были напечатаны. Все должно было быть проверенным. И то же
самое касалось его писаний. Прабхупада был очень внимателен в том, чтобы все
сохранилось в таком виде, в котором он дал, но не было изменено. Все, что
выходило после обработки его учеников, он хотел, чтобы было очень
авторитетным и не было изменено. Потому что если кто-то меняет что-либо, то
такой человек может развить в себе представление о том, что он знает больше
чем Шрила Прабхупада. И это очень опасно.

Как этот художник, изобразивший на стене свой собственный стих. Он думал:
<Я хочу написать какой-либо стих, который прославлял бы Господа Чайтанью и
Нитьянанду>. Но он написал этот стих прямо на стене, ограждающей Майяпур, и
не сказал об этом Шриле Прабхупаде. И он не проверил свой бенгалий, не
сделал так, чтобы кто-то проверил его бенгалий. И когда Прабхупада увидел
это он сказал: <Не надо измышлять>. Если вы что-то измышляете, то все будет
разрушено.
В ранние годы этого движения, Шрила Прабхупада даже выкинул нескольких
своих учеников из движения за то, что они измышляли. Когда он стал
рассказывать о философии майявади четверо из его ведущих учеников сделали
заявление о том, что Прабхупада это Бог. Они ездили повсюду и проповедовали
эту идею. И когда Прабхупада услышал об этом он разгневался. Он выгнал их и
сказал: <Всё. Убирайтесь!> Они все вернулись в чувства и поняли какую
страшную ошибку совершили. Тогда Прабхупада вновь принял их.
Прабхупада очень милостив.