В Крамадипике утверждается, что мантры должны быть приняты от преданного
Кришны, достигшего уровень уттама-махабхагаваты, знающего шастры и
вайшнавскую сиддханту. В Бхактавали говорится, что квалифицированный гуру
должен быть чист в своих делах и обладать характером святого человека. Он
должен быть свободен от гнева, гордости и всех материальных желаний. Он
должен знать ведические шастры, его речь должна быть приятной, он должен
обладать привлекательной наружностью, быть исполнен сострадания и
доброжелательности по отношению к другим людям. Он должен быть умиротворен,
поклоняться Радхе и Кришне, быть полностью вовлечен в служение Им и привязан
к повторению харинамы.


В Вишнусмрити говорится, что духовный учитель, требующий от учеников
прославления, богатств и комфорта, не достоин называться гуру. Духовный
наставник должен иметь двадцать шесть качеств преданного, быть свободным от
материальных желаний, погруженным в чистое преданное служение Кришне и
способным разрушить все сомнения ученика, основываясь на совершенной логике
и на здравом смысле. В Таттвасагаре говорится, что мантра-дикша никогда не
должна приниматься от личности ленивой, жадной или привязанной к
удовлетворению чувств.


"Шри гуру - это учитель, утвердившийся в брахмане (брахма-ништхам). Он -
осознавшая себя душа, рассеивающая невежество. Он прост, честен, смиренен,
безмятежен, свободен от ложного эго и вечно связан с Богом. Вожделение,
гнев, жадность, зависть, высокомерие и заблуждение (шесть врагов
обусловленной души) полностью преобразованы в любовь, сострадание,
благожелательность, благоприятность, бескорыстную деятельность и прощение.
Он - воплощение всех великих достоинств.


"Он знает и живет в соответствии с духом шастр. Он следует и почитает
учителей прошлого и, придерживаясь традиции, объясняет ее значение в
соответствии со временем. Он - свет, указывающий путь, он живет на
высочайшем уровне сознания Кришны. Его желания неотделимы от желаний Господа
и он действует в соответствии с таковыми. Он строго следует образцовому пути
дхармы. Он - сострадательный отец и благожелательная мать своих учеников. Он
проявляет свою любовь ко всем, включая растения, животных и неодушевленные
объекты.


"Он любит служить. Он учит, и сам следует тому, чему учит. Он живет и любит
во имя Верховного Господа. Его слова исполнены мудрости. Он подобен ребенку
и всегда счастлив, поскольку утвердился в истине. Двойственности не влияют
на него. Тепло и холод, удовольствие и боль, потеря и приобретение - между
ними нет разницы. Контролируя тело, ум и речь, он не зависит от
удовольствия, доставляемого каким-либо объектом. У него нет предубеждений,
он также не отвлекает своего ума от Божественного для того, чтобы судить
других. Спасая людей от греха, он с любовью ведет их, дружески поддерживает
и защищает. Он дарует все благословения и сокровище Кришна-бхакти. Чистая
любовь к Богу источается из каждой поры его тела. Внутри себя он
наслаждается непрерывным праздником блаженства и дает это блаженство всем,
кто его ищет".


В Хари-бхакти-виласе Шрила Санатана Госвами описывает обычные и
дополнительные качества истинного духовного учителя.

Обычные качества:

"Духовный учитель знает Веды и бхакти-шастры, такие как Шримад Бхагаватам.
Он разрушает сомнения в своем ученике и помогает ему обрести веру. Он
осознает славу Кришны - как благожелателя, защитника, эту славу он
неразрывно связывает с Его преданными. Благодаря твердой вере и поклонению
Господу он осознал Верховную Личность Бога. Благодаря своей чистоте и
преданию, он обрел потенцию милости Кришны (крипа-шакти-мурти). Поэтому
духовный учитель уполномочен проливать милость на своих учеников и вести их
по пути бхакти.
"Он обрел милость своего гуру, предавшись его лотосным стопам. Он
полностью умиротворен, совершенно подчинен Кришна-бхакти. Он отдал свое
сердце Кришне. Его тело свободно от болезней и неполноценностей. Он
контролирует свои чувства и победил шесть врагов, именуемых вожделение,
гнев, жадность, зависть, сумасшествие и иллюзия. Он обрел благословения
садху, он знает безукоризненный путь Вед и всегда находится в
трансцендентном сознании (брахма-ништха). Благодаря своей преданности он
глубоко привязан к Кришне." (ХБВ 1.32.-35)

Дополнительные качества:


"Гуру, родившийся в чистой семье; безгрешный и безукоризненный; обладающий
хорошим поведением, относящийся к определенному ашраму, свободный от гнева,
знающий Веды и все другие писания, обладающий верой, несклонный искать
недостатки, чьи слова приятны для слуха, молодой, привлекательный на вид и
со вкусом одетый, занятый деятельностью на благо всех живых существ, не
совершающий насилия, разумный, лишенный гордости, удовлетворенный,
благодарный, чистый сердцем и милостивый, способный определить
трансцендентальную истину, наделенный отеческой любовью, опытный в
совершении пуджи Верховному Господу, нежно относящийся к своим ученикам,
умеющий наказывать и награждать и знающий все виды аргументов и
контраргументов - такой гуру представляет собою океан славы." (ХБВ 1.38-41)

Любой преданный, наделенный такими достоинствами и исполненный отеческой
любви к своим ученикам может действовать как истинный гуру. Такой духовный
учитель способен разрушить препятствия в бхаджане ученика, благословить его
премой и привести его к лотосным стопам Радхи и Кришны.

( Гайатри Махима Мадхури. Маханидхи Свами )