Вопрос: Однако в ИСККОН ситуация нередко обстоит так, что у духовных
учителей так много учеников, что даже просто прочитать их письма
затруднительно.

Ответ Бхакти Вигьян Госвами Махараджа: В этом случае Бхактисиддханта
Сарасвати, у которого тоже было огромное количество учеников старался
утвердить и установить систему упадешеков, что в переводе с санскри-та
означает "наставник". У него было три уровня таких упадешеков: просто
упадешека, маха-упадешека и маха-маха-упадешека. Обычные люди обращались к
упадешекам (на-ставникам). Они собственно и заботились об их духовном росте
на своем уровне, и от-дельным преданным за их какие-то выдающиеся заслуги и
все остальное присваивался титул упадешека. О самих упадешеках заботились
маха-упадешеки, о маха-упадешеках заботились маха-маха-упадешеки, о
маха-маха-упадешеках заботился сам Бхактисиддхан-та Сарасвати, а о нем
заботился Сам Господь Кришна. Все должны, так или иначе, иметь какое-то
прикрытие, какую-то защиту, поэтому я думаю, что это неизбежная ситуация,
когда какие-то функции наставничества передаются людям, получившим
специальную подготовку. Тоже самое делает мой духовный учитель, Шрила
Радханатх Махарадж. У него тоже есть наставники, у каждого из которых
большое количество людей и во многих случаях в каком-то смысле отношения
между человеком и наставником могут быть бли-же, чем отношения между
человеком и духовным учителем, но, тем не менее, сама сила и сама духовная
энергия передается по этой цепи таким образом.

Вопрос:Если я правильно поняла, то развитие наших отношений с наставником
будет адекватным развитию отношений с духовным учителем?

Ответ Бхакти Вигьян Госвами Махараджа: При условии, что духовный учитель
лично воспитывает наставника, объясняет ему принципы, по которым он будет
обучать людей.