Мадхавананда дас

В 147 стихе второй главы Хари-бхакти-виласы Шрила Санатана Госвами цитирует
Саммохана-тантру:
gopayed devatam istam gopayed gurum atmanah gopayec ca nijam mantram gopayen
nija-malikam
Храните в секрете имя своего ишта-девы, имя своего гуру, мантру и
джапа-малу. Точно так же, как мудрый человек хранит ценности в укромном
месте, так и разумный садхака не выставляет напоказ имя своего гуру и не
хвастается тем, что он его ученик. Считая себя низким, падшим и недостойным
такой великой личности, преданный не желает открывать другим имя своего
гуру.
Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами описал настроение преданного и ученика:
jagai madhai haite muni se papistha purisera kita haite muni se laghistha
Я более грешный, чем Джагай и Мадхай и даже червь в испражнениях лучше меня.
(ЧЧ. Ади 5. 205)
В этой связи Бхактивинода Тхакур говорит:
garhita acare, rahilama maji',
na karinu sadhu-sanga
laye sadhu-vesa, ane upadesi,
e bada mayara ranga
Поглощенный греховной деятельностью я никогда не общался с садху. Сейчас я
облачился в одежды садху и наставляю других. Все это - проделки майи.
(Шаранагати 7.3)
Хотя Тхакур Бхактивинод имел много общения с возвышенными вайшнавами,
включая его шикша гуру Джаганнатха даса Бабаджи Махараджа, тем не менее он
не выставлял это напоказ. Наоборот, он говорит: "на карину садху-санга", у
меня никогда не было общения с садху. Существенным принципом для ученика
является следование указаниям своего гуру. Кришнадас Кавирадж Госвами
описывает это следующим образом:
acaryera mata yei, sei mata sara
tanra ajna langhi' cale, sei ta' asara
Выполнение наставлений духовного учителя - активный принцип духовной жизни
ученика. Любой, кто не подчиняется ему, сразу же становится бесполезным. (Ч.
Ч. Ади 12. 10)
Аналогичным образом, в Рагху-вамше говорится:
sa susruvan matari bhargavena pitur niyogat prahrtam dvisad-vat pratyagrhid
agraja-sasanam tad ajna gurunam hy avicaraniya

По приказу своего отца Парашурама убил свою мать Ренуку, как если бы она
была его злостным врагом. Когда Лакшман, младший брат Господа Рамы, узнал об
этом, Он немедленно приступил к служению своему старшему брату, выполняя все
его наставления. Приказдуховного учителя следует выполнять незамедлительно,
(стих 14.46 , процитирован в Ч.Ч., Мадхья, 10.145.)
Шрила Бхактивинода Тхакур пишет, что существует две категории учеников:
антармукха-шишья, что буквально означает "те, кто обратили взор внутрь
себя". Это интроспективные преданные. И бахирмукха-шишья, буквально "те, чей
взор обращен вовне" -это преданные, поглощенные внешними вещами.
Антармукха шишьяс всегда хотят доставить удовольствие своему гуру. Они
сосредоточены на следовании наставлениям своего гуру и практикуют gopayed
gurum atmanah. Они хранят имя гуру и свои отношения с лим в секрете.
Антармукха-шишья не заинтересован в том, чтобы все знали кто его гуру, но
предпочитает выполнять наставления своего гуру. Вся его медитация направлена
на то, что доставит гуру большее удовольствие. Такой ученик является
anartha-mukta-avastha, т.е. свободным от анартх. Его понимание гуру - это
севья даршана. Он думает о том, как лучше служить своему гуру и радовать его
своим служением.
Бахирмукхас - это ученики, практикующие настроение прямо противоположное
gopayed gurum atmanah. Единственное, чем они хотят заниматься, это говорить
как велик их гуру и выставлять себя лучшимит и самыми близкими к нему
учениками. Такие ученики известны как гуру-гири, т.е. те, кто использует имя
гуру и свои отношения с ним ради собственной выгоды. Они не понимают желаний
своего гуру. Шрила Бхактивинода Тхакур описывал людей, действующих на такой
внешней платформе, словом дхармадхваджи (буквально "те, кто размахивают
флагом религии"), т. е. как притворщиков и лицемеров, желающих прослыть
религиозными людьми. (Те кто вместо того чтобы изменить с помощью дикши медь
на золото перекрашивают медь своего сердца)
Следуя логике atmamvan manyate jagat (судить об остальных по себе),
ученики бахирмукха
уверены, что образ мыслей их гуру в точности соответствует их
собственному. Движимые желанием славы и почестей они думают, что их гуру
хочет того же самого. Поэтому такие преданные являются
ananrtha-yukta-avastha, исполненными материальных желаний, анартх в сердце,
из-за которых они думают о своем гуру в рамках собственного чувственного
наслаждения. Их видение называется бхогья дарсана. Они считают, что,
притворяясь чистыми
преданными, они могут впечатлить своего гуру и это даст им возможность
всегда лично общаться с ним. Их представление о гуру-бхакти заключается в
том, чтобы открыто заявлять всему миру: amar guru jagat guru,-мой гуру
лучший или единственный, а все остальные гуру гораздо ниже. Они думают, что
такое прославление доставит удовольствие гуру. Принижая значимость
наставлений гуру, касающихся поклонения Кришне, бахирмукха ученики главным
образом, сосредоточены на поклонении своему гуру.
В истории всех основных мировых религий имеются примеры того, как их
приверженцы делали основной акцент на поклонении гуру, пророку или духовному
лидеру в ущерб поклонению Господу, непознанному и невидимому для них. Шрила
Прабхупада затронул эту тему на одной из своих утренних прогулок в Бомбее 29
марта 1974 года. Преданные рассказали ему, как некоторые последователи Свами
Нарайаны вместо воспевания имен Кришны воспевали имена своего гуру:
Преданный: В Англии они поют: "Свами Нарайан", не " Кришна" Прабхупада:
Только посмотрите.
Индиец: В действительности они работают исключительно для Кришны и они+

Прабхупада: Нет, нет. Кришна рекомендует шастры, harer nama harer nama,
harer namaiva kevalam. Почему они воспевают "Свями Нараяна"? В Бхагавад-гите
говорится: satatam kirtayanto mam. Есть Кришна. Зачем воспевать чьи-то еще
имена? Кришна говорит satatam kirtayanto mam. Харе Кришна. И другие имена+Но
они воспевают: "Свами Нараяна". Они говорят: "Свами Нараяна лучше, чем
Кришна". Что это за проповедь? Это - вздор. Люди приходит в храм и
священник говорит им, что надо воспевать имена Свами Нарайана+
Индиец: Свами - это их гуру, а Нарайна - Бог, прославляют обоих, Прабхупада
и Кришна, Прабхупада и Кришна, Прабхупада Кришна+
Прабхупада: Но это не означает, что они должны воспевать таким образом.
Например, мы не учим наших учеников воспевать мое имя: "Бхактиведанта Свами,
Бхактнведанта Свами". Нет Они поют Харе Кришна. Hari-tvena samasta-sastrair
uktah - "Необходимо почитать гуру наравне с Богом". Но это не означает, что
я должен учить их выходить на улицу и воспевать "Бхактиведанта Свами,
Бхактиведанта Свами". Что это такое? Мы учим "Пойте Харе Кришна" Нагег пата,
пагег пата...
Шрила Прабхупада Утренняя прогулка, 29 марта 1974, Бобмбей.
Ученики антармукхья, следуя наставлениям гуру, сполна получают милость гуру,
но ученики бахирмукха не достигают правильного результата. В этой связи
Джагадананда Пандит пишет
gorai'a ami gorara ami mukhe balile na cale
torara acara gorara vicara laile phala phale
Совсем не достаточно всем и всюду провозглашать свою преданность Махапрабху,
заявляя: "Я - слуга Гауранги, Я - слуга Гауранги!". С другой стороны, те,
кто следует учению Махапрабху, воистину одариваются плодами служения Ему.
Према Виварта 8.6
Иногда можно видеть, как ради проповеди истинный духовный учитель позволяет
своим ученикам прославлять его. Однако же, это делается как служение Шри
Чайтанье Махапрабху. Такие учителя не гонятся за престижем и подарками от
своих учеников. Единственное, что желает видеть гуру в ученике - это
гьяна-сандешах, искреннее стремление к духовному знанию (Бхаг. 11.19.39)
TRANSLATION
Absorbing the intelligence in Me constitutes mental equilibrium, and
complete discipline of the senses is self-control. Tolerance means patiently
enduring unhappiness, and steadfastness occurs when one conquers the tongue
and genitals. The greatest charity is to give up all aggression toward
others, and renunciation of lust is understood to be real austerity. Real
heroism is to conquer one's natural tendency to enjoy material life, and
reality is seeing the Supreme Personal u.y uTGodhead everywhere.
Truthfulness means to speak the truth in a pleasing way, as declared by
great sages. Cleanliness is detachment in fruitive activities, whereas
renunciation is the sannyzjsa order of life. The true desjrable wealth for
human beings is religiousness, and I, the Supreme Personality of Godhead, am
sacrifice. Religious remuneration is devotion to the RC%rya with the purpose
of acquiring spiritual instruction, and the greatest strength is the
pruimynma system of breath control.
Шри Чайтанья Махапрабху, являясь идеальным гуру, учил, как можно доставить
удовольствие духовному учителю:
yadi ama prati sneha thake sabakara tabe krsna-vyatirikta na gaibe ara
Если вы действительно любите меня, то вы должны любить мои наставления. Не
думайте ни о чем помимо Кришны. Не произносите других звуков кроме имени
Кришны. (Чайтанья Бхагавата 8.27)
Понимая, что духовный учитель всегда с Кришной, ученик антармукха знает, что
с помощью воспевания Имени Кришны он станет ближе к своему гуру. В
Вамана-калпе, Господь Брахма объясняет:
уо mantrah sa guruh saksad yo guruh sa harih svayam
Нужно понимать, что мантра, полученная от духовного учителя, неотлична от
гуру, а гуру неотличен от Самого Господа Хари, (из Бхакти Сандарбхи Дживы
Госзами, ануччхеда 237.8)
Шрила Рупа Госвами говорит:
Atha guroh sri-pada-dvandva-bhaktim
Святое имя наделяет человека преданностью гуру. (Падьявали, текст 24)
Исторически, садху-самаджа, святых вайшнавов, никогда нельзя было впечатлить
показной
преданностью. Однако, всегда ценились преданные, обладающие истинным
смирением,
посвятившие свою жизнь выполнению наставлений и совершающие бхаджан, данный
гуру
(гуру-ништха). Следовательно, интроспективные преданные предпочитают хранить
имя своего
гуру в секрете и прославлять его своим безупречным поведением.
Для некоторых преданных превознесение своего гуру - легкий способ избежания
трудностей, связанных с прогрессом в духовной жизни. Они жаждут почета и
уважения и думают, что получить его можно, купаясь в лучах славы своего
великого гуру, повсюду провозглашая, насколько он велик, но, не действуя
по-вайшнавски. Однако, такого рода умонастроение ооманщика никогда не
привлечет внимания святых личностей. Им нет дела, от кого мы получили
инициацию и наставления. Скорее они хотят видеть наш духовный уровень.
Такие неофиты приравнивают оказание почтения к себе к оказанию почтения
своему гуру.
Когда им указывают на их ошибки, когда они не получают желаемой славы и
признания, они
обвиняют преданных: "Вы оскорбили моего гуру!" Таким образом, олицетворение
этого века
ссор и лицемерия, Кали, проникает в движение Шри Чайтаньи Махапрабху,
вызывая
разногласия и отвлекая преданных от воспевания и распространения святых
имен.
Итак, наставление Шрилы Санатаны Госвами - gopayed gurum atmanah "храните в
секрете имя гуру" рекомендует преданным углублять отношения с гуру на основе
полученных от него наставлений относительно служения.