ЭКОНОМИКА БХАГАВАД-ГИТЫ

Принимая во внимание тот факт, что природа этого материального мира ставит нас, по крайней мере в некоторой степени, в этот контекст "Меня и Моего", нам необходимо понять, каким образом исправить это сознание. В комментарии к Шримад Бхагаватам 2.9.3, Шрила Прабхупада указывает путь к избавлению от этой ложной концепции "Меня и Моего": "Так, каждый должен отказаться от этого неправильного понимания "Меня", практикуя преданное служение, или, стойко находясь на позиции трансцендентального любящего служения Господу... Шримад Бхагаватам, и, главным образом, Бхагавад-Гита, предназначены освободить человека от этого неправильного понимания "Меня" и "Моего", и Шрила Вьясадева нам их передал с целью освобождения падших душ. Живое существо должно находиться на такой трансцендентальной позиции, где на него уже не влияет время или материальная энергия... Совершенным процессом является принятие Господа Васудевы как Верховного надо всем. И наилучшее совершенство в культивировании знания - предаться Ему, так как Он является источником всего. Только понимая это, человек способен избавиться от мисконцепции "Меня" и "Моего". Шрила Прабхупада создал его Международное Общество Сознания Кришны с целью обучать тех, кто заинтересован в методе преданного служения. Центры ИССКОНа служат для людей местом, где они получают помощь в этом процессе изменения сознания, и Шрила Прабхупада для этой цели организовал все в совершенстве в своих храмах. Мы узнаем от духовного Учителя, что Господь Кришна является Верховным Владыкой, Верховным Наслаждающимся и нашим самым дорогим бругом. И наш настоящий интерес и счастье заключаются в преданном Ему служении. Духовный Учитель приходит в этот мир исправлять и требовать обратно падшие обусловленные души. Так, духовный учитель обучает нас для того, чтобы мы получили право на возвращение в царство Ваикунтхи, которое является доступным лишь для совершенных. Шримад Бхагаватам дает описание обитателей Ваикунтхи: "На планетах Ваикунтхи все жители по форме похожи на Верховную Личность Господа. Все они занимаются преданным служением без какого бы то ни было желания удовлетворять свои чувства". Ш.Б. 3.15.14
Шрила Прабхупада комментирует: "На Ваикунтхалоке не существует никаких занятий, кроме служения Господу; и это служение не воздается с какой-либо целью.* Хотя каждое служение имеет свой определенный результат, преданные никогда не стремятся к удовлетворению своих собственных желаний, *все их желания исполняются путем воздавания трансцендентального любовного служения Господу". Наше стремление вернуться назад домой, к Богу требует, чтобы мы рано или поздно пришли к этому сознанию незаинтересованного и непрерывного служения. Наше сообщество преданных должно помочь нам в этом отношении и может помочь при условии, если мы объединяемся в сообщество с этой целью в сердце. От Господа Кришны в Бхагават-Гите мы узнаем, как заниматься деятельностью таким образом, чтобы она нам приносила освобождение вместо закабаления. Тут Он говорит нам, как работать (производство), в каком сознании работа должна совершаться, и что делать с результатами нашего труда (распределение). Это, в сущности, экономика. Духовная Экономика. Господь утверждает [пожалуйста, обратите особое внимание на выделенные фразы]: "Ты имеешь право только исполнять свой долг, *но плоды твоих действий не принадлежат тебе. Никогда не считай себя причиной результатов своей деятельности и *не пытайся уклоняться от исполнения долга. Будь уравновешен в йоге, о, Арджуна, исполняй свой долг, не беспокоясь об успехе или неудаче. Такое самообладание называется йогой. О, Дхананьджая, преданно служа Господу, отбрось все желания, влекущие за собой отвратительные поступки, и в таком умонастроении вручи себя Ему. Те же, кто желают наслаждаться плодами своих трудов, есть скупцы. Человек, занятый преданным служением Господу, освобождается даже в этой жизни от кармических последствий, как хороших, так и плохих. Поэтому стремись к йоге, в которой заключено все искусство деятельности. Мудрые, отдавая себя преданному служению Господу, освобождаются из цепей кармы и круговорота рождения и смерти путем отречения от плодов своего труда в материальном мире, и достигают состояния, неподвластного страданию". Б.Г. 2.47-51
"Исполняй предписанный тебе долг*, ибо действие лучше бездействия. Без работы невозможно даже поддерживать свое материальное тело. Любая деятельность должна выполняться как жертвоприношение Вишну, иначе она явится причиной рабства в этом материальном мире. Поэтому, о сын Кунти, выполняй предписанные тебе обязанности ради Его удовлетворения, и ты будешь всегда свободен от этого рабства". Б.Г. 3.8-9
"Тот считается обладающим полнотой знания, кто свободен от стремлений к чувственному удовлетворению. Мудрецы говорят о таком, что последствия его деятельности сожжены огнем совершенного знания. Отказавшись от всякой привязанности к результатам своей деятельности, всегда удовлетворенный и независимый, он не совершает действий, приносящих плоды, хотя и занят постоянно всевозможными делами. Этот знающий человек действует, полностью контролируя свой ум и разум, *отрешается от всех собственнических инстинктов и трудится только ради жизненно необходимого*, и тогда на него не действуют последствия его греховных поступков". Б.Г. 4.19-21
"Непоколебимо преданная душа достигает истинного спокойствия, ибо она отдает Мне плоды всех своих действий, тогда как тот, кто не пребывает в единстве с Божественным, кто с жадностью стремится к плодам своего труда, попадает в материальное рабство". Б.Г. 5. 12
"Тот, кто находится вне двойственности и сомнений, чей ум направлен внутрь себя, кто всегда занят деятельностью на благо всех живых существ, и кто свободен от всех грехов, достигает освобождения во Всевышнем". Б.Г. 5.25
Можно было бы цитировать еще и еще, но этих стихов достаточно, чтобы достичь понимания Духовной Экономики. Обобщая вышеприведенное, Господь Кришна наставляет нас делать нашу работу, какой бы она ни была, в соответствии с нашей природой, и не будучи привязанными к плодам, результатам нашего труда, посвятить их Всевышнему. Такая работа не вызывает реакции потому, что она произведена с сознанием, которое превращает ее в преданное служение, чистую преданную деятельность, не имеющую никаких последствий. Шрила Прабхупада предупреждает нас во вступлении в "Бхагавад-Гиту как она есть" о том, что мы должны принять ее как она есть; принять ее дословно. Дословно принимая слова Господа, мы видим, нам бросается в глаза экономическая система, описанная в Бхагавад-Гите. Давайте взглянем поближе на эти предписания и на экономическую деятельность, к которой они относятся.