Беседа между
Доктором Феликсом Аварохой, математиком
Доктором Джеймсом Йантри, биологом
Доктором Хансом Кутарком, физиком
К которым позже присоединились два физика
Доктор Софус Баум
Доктор Франческо Шунйа

Время: лето 1980
Место: Бостон, Массачусетс

 

Этот диалог посвящен вопросу о том, может ли современная физика
предусмотреть адекватное описание сознательной жизни. Персонажи
являются вымышленными, однако большая часть выражаемых ими взглядов
излагались различными учеными и философами. Разделы 3.1, 3.2, 3.3
посвящены дискуссии о сознании и проблемам квантовой эпистемологии.
В разделе 3.4 вводится концепция дживатмы, или нефизического
сознающего "я", а также помещена дискуссия о том, как могло бы быть
эксперементально исследовано нефизическое "я".
Авароха: На протяжении последних трех столетий имел место
значительный прогресс во многих областях наук, однако наше
понимание природы сознания осталось в совершенно неразвитом
состоянии. Это отсуствие равновесия в нашем мировом научном
взгляде является результатом сильно искаженной концепции
природы сознающего "я". Эта концепция особенно
неудовлетворительно представлена широко распространенной
тенденцией приписывать универсальную обоснованность научным
гипотезам, а также считать современную науку единственным
источником истинного знания о мире.
Я предполагаю, что нам необходима наука о сознающем "я", и
что подобная наука требует источника действительных и
существенных данных, непосредственно принадлежащих природе
сознания. Так как подобные данные отсуствуют во всех областях
современной науки, от физики до психологии, то я предполагаю,
что мы могли бы обратиться к древним и надежным источникам
знания, которыми мы до сих пор пренебрегали в наших научных
исследованиях. Одним из таких источников является Бхагавад-
гита, которая одновременно представляет как фундаментальную
концептуальную структуру для понимания сознания, так и
практические средства для непосредственного изучения сознающего
"я".
Если будет признана ограниченность и несовершенство
современных научных теорий, то будет возможным привести к
гармонии действительные понимания современной науки с более
широким знанием, содержащимся в Бхагавад-гите. Это не только
обеспечит нас весьма необходимым продвижением в нашем понимании
проироды сознающего "я", но и даст множество стимулирующих
идей, относящихся к нашим сущеcтвующим исследованиям материи и
ее взаимодействий.
Йантри: Я не думаю, что программа, которую вы обрисовали, является
полносью оправданной. Нет серъезных недостатков в нашем
современном научном взгляде, а особенно в моей собственной
области - биологии. Конечно, в науке о жизни существует
множесто тайн, и они являются предметом исследований наиболее
энергичных исследователей настоящего времени. Однако основные
принципы, которые формируют основание нашего научного поиска,
являются твердо установленными. Здание научного прогреса прочно
основано на предположении, что все явления во Вселенной
происходят благодоря физическим процессам. Поэтому жизнь также
должна быть результатом только лишь физических процессов, и
течение жизни должно быть автоматически определено физическими
и химическими событиями внутри живой материи.

Читать далее