Ч А С Т Ь 2
________________________________________________________________
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ НА ПРАКТИКЕ ДУХОВНОЙ ЭКОНОМИКИ
Претворение в жизнь Духовной Экономики было бы, очевидно, великим общественным экспериментом в попытке изменить лицо мира. Хотя оно не являлось бы ничем иным кроме применения на практике принципов и наставлений, данных нам Шрилой Прабхупадой. Известно, что Шрила Прабхупада намеревался изменить саму судьбу этой планеты. Он говорил нам: "История увековечит это движение, которое спасло мир". Однако, как показывает опыт, в течение последних десяти лет ИСККОН в США предпринимает серьезнейшие попытки поддержать то, что было создано в течение начальных пятнадцати лет, "уступая" статусу западной культуры, преданные тоже занимаются приобретением. Вместе с тем, если мы хотим добиться успеха в задаче, которая перед нами поставлена, мы должны принять наставления Шрилы Прабхупады и применять их на практике. Мы должны демонстрировать пременение нашей философии на практике в нашей каждодневной жизни. Как бы мы могли осуществить на практике Духовную Экономику? Постарайтесь нарисовать в своем воображении, как можно было бы успешно осуществить эту социальную перемену, представьте себе, как это изменение экономической системы решило бы многие экономические и общественные проблемы. Думая о будущем применения Духовной Экономики на практике, мы видим два логично-возможных результата. Во-первых, мы полагаем, что определенный переходный период, очевидно, будет иметь место. И во-вторых, мы можем вообразить, что в некотором далеком будущем Духовную Экономику будет применять на практике весь мир. Так как второе гораздо легче себе представить, давайте рассмотрим детально это следствие. ________________________________________________________________
МИР СВОБОДНЫЙ ОТ ТРЕВОГ И ЖЕЛАНИЙ
Если все население земного шара практиковало бы Духовную Экономику, все бы трудились как и мы сегодня, т.е. каждый преследуя свои осознанные интересы, с одной только разницей, которую необходимо исследовать. Во-первых, каждый член общества был бы уверен, что он будет обеспечен всем жизненно необходимым; что, несмотря ни на что, эта "обусловленная гарантия" будет иметь место. Отсутствие такой гарантии является постоянным источником тревог для многих людей в Америке, особенно пожилых, не говоря уже об остальном мире, в котором *более чем одного биллиона людей* проживают ниже уровня существования, не зная, придется ли им завтра что-либо поесть. В царствование Духовной Экономики никто не будет переживать, страдать от того, что не сможет нужным образом позаботиться о своих детях или стариках. Это обеспечение всем жизненно необходимым принесет покой людям всего мира. Мы можем с уверенностью утверждать, что всего будет достаточно для каждого, т.к. Господь Кришна говорит в Бхагавад-Гите, что Он обеспечивает жизненно необходимым все живые существа. В Духовной Экономике не будет причин для существования черных рынков, несправедливого распределения, сокрытия запасов и т.д. Во-вторых, каждый будет выбирать работу по душе, более того, его обяжут делать то, что ему *нравится* в преданном служении. Это будет полным контрастом сегодняшней рабочей силе, 80% из которой говорят, что им не нравится то, чем они занимаются, и они тратят лучшую часть своей жизни, работая таким образом только потому, чтобы им прибавили денег за выслугу лет. В царствовании Духовной Экономики людям будет советоваться выбрать соответствующую их гуне и карме работу, не принимая во внимание, сколько денег это им принесет. Денег - этой ложной панацеи, которую многие принимают за пропуск в счастливую и полную жизнь. Наряду с этим люди будут в состоянии изменить род своих занятий в середине жизни, когда они осознают, что в силу их личного роста та работа, которой они занимаются, психологически их больше не поддерживает (хотя я подозреваю, что таких случаев будет гораздо меньше, чем сейчас, когда люди выбирают работу только из расчета заработной платы). Таким образом, занимаясь работой по душе, люди будут гораздо счастливее в жизни. В-третьих, занимающиеся активным трудом будут обязаны свободно отдавать плоды своего труда другим. В силу того, что люди будут заниматься поистине любимым трудом, и потому, что они будут уверены в том, что получат все жизненно необходимое в дар от других, вполне естественно ожидать, что они будут милосердно отдавать. По мере того, как люди начнут рассматривать свою работу как выражение их самих, они будут в состоянии воспринимать ее как акт преданности Господу, и таким образом, они будут посвящать все свои действия в удовольствие Господу в Бхакти Йоге. Из-за ограничения во времени мы не можем детально описать еще один немаловажный фактор, каким является то, что современная денежная система создана так, что позволяет группе людей эксплуатировать и контролировать большинство людей путем обмана и манипуляций. Если у них отнять необходимость наличных денег и кредитов, они лишатся средств эксплуатации и контроля. Это, конечно, будет относиться ко многим уровням, начиная с банковской элиты и кончая теми, кто занимается распространением наркотиков, и теми, кто будучи кабинетным тиранами, считают, что они - боги. Исчезнет необходимость в эксплуатации людей, и ответственные будут заботливо относиться к тем, кто им помогает. Скептикам могут броситься в глаза некоторые недостатки, которые, предположим, имеются во всей схеме, а именно: что остановит людей от того, что они будут брать больше необходимого? Любой может просто тратить свое время, не внося своего полного вклада и, таким образом, обманывать других. Отвечая на эти атаки, мы должны заметить, что для некоторых такое отношение к делу неизбежно - мы должны быть к этому готовы. Однако, обязанностью администрации, кшатриев, будет смотреть за тем, чтобы каждый был занят надлежащим образом, а брахманы, в свою очередь, должны обучать духовно и давать наставления тем, кто заражен апатией и жадностью. В любом случае, хоть эти проблемы и реальны - они не являются непреодолимыми. Всеохватывающие преимущества системы Духовной Экономики над экономикой наличных денег и кредитов очевидны. Посему предпочтение и отдается Духовной Экономике. Понятно также, что общественные влияния изменятся таким образом, что станут поощрять всех людей действовать в интересах всего общества и в интересах самой личности в одно и то же время. Появятся новые лозунги, побуждающие к верным действиям, такие, как: "Получай лишь то, что тебе действительно необходимо", "Делай свою работу с наивысшим качеством, таким образом всему обеспечится долгий срок службы", "Определи, что тебе нравится делать и делай это наилучшим образом", "Делай свое дело наилучшим образом, и твой дар будет пользоваться большим уважением" и т.д. Сопоставьте это с существующим обществом, которое поощряет, действительно разжигает преувеличенные желания и потребление, в котором человек, накапливающий, распологающий или выставляющий напоказ свое богатство, становится предметом зависти, примером для подражания. В сегодняшнем мире зачастую сами лидеры показывают такие неудачные примеры и, к сожалению, все на свете стремятся к этим столь искаженным стандартам. Так, мы были свидетелями тому, что восьмидесятые годы были "декадой жадности", в которую высокопоставленные личности, такие как сын бывшего президента Буша, были участниками финансовых махинаций размером 10 миллионов долларов. Заурядный человек следует "великому"; какие бы стандарты "великий" ни устанавливал, все остальные к ним стремятся. Далее, в обществе, основанном на Духовной Экономике, не будет нуждающихся. Это вопиющее неравенство в распределении богатства, наблюдаемое сегодня (когда 10% населения земли котролируют и владеют более чем 60% ее богатства), будет заменено более справедливым распределением материальных ценностей. Не было бы средств эксплуатировать других, не было бы даже необходимости в этом, помимо удовлетворения своего собственного ложного эго, которое бы стало очень бросаться в глаза при таких попытках. В таком обществе симптомы духовно нездоровой личности были бы настолько же заметны, как и у больного ветрянкой, и человек будет молить о срочном вмешательстве "духовного "доктора". Можно привести еще огромное множество доводов в пользу применения на практике Духовной Экономики и против существующей в настоящее время экономике наличных денег и кредита, но мы не имеем возможности приводить их здесь (скоро выйдет книга на эту тему). Но как бы то ни было, для читателя это является ценным упражнением подуматаь над тем, как такое общество работало бы, представляя себе преимущества, безопасность и стабильность такого общества, наряду с широкими возможностями для духовной практики. Такие размышления приведут к вопросам, на которые мы должны ответить, все для себя объяснив, для того, чтобы со времененм прийти к воплощению в жизнь Духовной Экономики. Я буду рад ответить на любой из всех вопросов, которые вы можете мне направить по адресу, указанному в конце этой работы. А сейчас давайте вернемся назад к нашему по-настоящему основному вопросу - как мы когда-либо придем к этому оттуда, где мы сейчас. ________________________________________________________________
ПО ПУТИ К ДОСТИЖЕНИЮ ЭКОНОМИКИ, ОСНОВАННОЙ НА ДУХОВНОСТИ
Духовную Экономику не так-то легко реализовать на практике в широком масштабе в самом ближайшем будущем, однако читатель, возможно, удивится, узнав, что она действительно применяется на практике и демонстрируется на сегодняшний день во всем мире. Единственное, что необходимо сделать - это расширить эту идею, довести ее до другого уровня, а затем - до следующего, и так далее, постоянно продвигаясь вперед. Во время переходного периода будет наблюдаться следующее. Некоторое число людей будут применять на практике Духовную Экономику, в то время как остальные (абсолютное большинство) будут продолжать цепляться за материалистическую концепцию жизни в форме "Я и мое" эгоистичного развития. Особенно в начале, но также и в ходе переходного периода (до тех пор, пока Духовной Экономикой не начнет заниматься значительное число людей) будут иметь место, очевидно, единственные в своем роде, о совершенно разрешимые проблемы. Опять же Шрила Прабхупада снабдил нас указаниями именно того, что нужно делать и как следовать далее. Этот пример существует, и во многих местах преданные Международного Общества Сознания Кришны были первыми ему свидетелями. Однако, я буду достаточно дерзок, заметив, что совсем немногие из нас могли в действительности разглядеть связь и, менее того, результаты этого. Я не буду пока говорить об этом примере, чтобы не возводить препятствие моим читателям, воздержусь до тех пор, пока не опишу более полным образом его функционирование. Надеюсь, что такой подход поможет читателю увидеть этот пример в отличном, освежающе новом свете. На мой взгляд, существуют определенные условия, необходимые для установления и обеспечения прогресса Духовной Экономики. Вот они:
1. Осуществление Духовной Экономики начинается с ее применения. 2. Использование денег и кредитов в значительной степени ограничено и со временем прекращается. 3. В обязательном порядке должна присутствовать по крайней мере небольшая группа духовно продвинутых людей, не мыслящих себя без простого образа жизни вне Духовной Экономики. 4. Для общественной гармонии необходимы подлинные брахманы. 5. Сельская местность обязательна. 6. Решения принимаются при единодушном согласии. По очереди рассмотрим каждое из этих условий.
1. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ДУХОВНОЙ ЭКОНОМИКИ НАЧИНАЕТСЯ С ЕЕ ПРИМЕНЕНИЯ
Обдумывая, как осуществить на практике Духовную Экономику, мы понимаем, что необходимо будет обеспечить определенные условия для этого. Люди не должны зарабатывать деньги, чтобы платить по закладным и т.д., так как они, будучи участниками этой практики, впервые будут отдавать результаты своего труда. Посему необходимо, чтобы нашелся определенный благодетель, который, в полном понимании ситуации, использовал бы некоторую часть того состояния, которое Господь Кришна вручил ему под его ответственность в целях обеспечения, обоснования, обустройства. Такого рода начало является ничем иным, как применение на практике понятий Духовной Экономики - отдавать в духе преданного служения. Именно так и представлял себе Шрила Прабхупада возможность основания Гита Нагари - поселения, где живется по Бхагавад-Гите. В своей работе "Толкование Бхагавад-Гиты" Шрила Прабхупада пишет, что Гита Нагари необходимо основать следующим образом: "Для осуществления программы Гита Нагари необходимо, что, по крайней мере, двенадцать выходцев из семей *сачи* и *шримати* должны входить в ассоциацию. И с помощью этих господ мы должны организовать создание фондов для Гита Нагари с доходом 10 000 рупий в месяц на расходы Гита Нагари". Как понял и считал Шрила Прабхупада, деньги необходимы на очень многое. В особенности, на инструменты, орудия труда, на различные приспособления, а главное - на землю для жизни. А в условиях современной экономики единственно возможным путем их приобретения является покупка. Необходимы деньги. И эти деньги должны прийти либо от тех, кто их имеет, либо от тех, кто их зарабатывает. Те, кто имеют деньги, могут пустить их в ход. Но, как бы то ни было, сама природа Духовной Экономики уводит людей от стремления работать за деньги. Разрешением этой дилемы будет получение помощи от многих людей, поддерживающих идею, но которые еще не готовы сами к такому изменению своего жизненного уклада. Такого рода покровителями могут быть люди всех слоев общества, и, в особенности, те, которые осознают серьезность финансовой ситуации в мире и хотели бы помочь финансировать такое предприятие. Более того, наш переход к Духовной Экономике не является однозначно мирским времяпровождением. Это, фактически, само преданное служение, осуществляемое столь многими преданными. Такая духовная деятельность имеет много сторонников. Много понимающих людей, людей различных общественных позиций могут объединиться в этих чистосердечных усилиях установления Духовной Экономики.
2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЕНЕГ И КРЕДИТОВ В ЗНАЧИТЕЛЬНОЙ СТЕПЕНИ ОГРАНИЧЕНО И СО ВРЕМЕНЕМ ПРЕКРАЩАЕТСЯ
Существует множество причин, по которым мы стремимся избегать использование и со временем прекратить использование денег и кредитов, включающие в себя полный список нежелаемых результатов, перечисленных в таблице в конце первой части. Но основной причиной является то, что использование денег привязывает нас к понятию "Я и мое", что противоречит учению Бхагавад-Гиты. Критики могут постараться опровергнуть вышесказанное, упоминая о том, что Шрила Прабхупада имел доступ к большим суммам денег, но они не оказали на него такого нежелательного влияния, и что таким же образом многие преданные смогут духовно расти и использование денег не будет препятствием для этого. В ответ на это разрешите мне заявить, что мы намереваемся установить экономический образец, основанный на духовных принципах Бхагавад-Гиты. Конечно, для достижения успеха в преданном служении нет материальных препятствий. Однако мы пытаемся произвести такое значительное общественное преобразование, которое произведет огромный эффект во все мире, и которое не может произвести никакая другая группировка людей, кроме преданных! Такая установка обеспечивает нас средствами вывести мир из этой экономической и социальной трясины. Еще раз взгляните на таблицу, суммирующую результаты обеих экономических систем. Общество ищет пути разрешения тех самых проблем, которые перечислены в колонке материалистической экономики. Однако ищет безрезультатно. Причиной этому является то, что эти проблемы неотъемлемы от самого устройства и контролирования мировых экономик! Эти результаты не являются сюрпризом для тех, кто знает о махинациях в денежных системах. Западная история не раз нам демонстрировала примеры того, как люди, ответственные за денежное обращение были не в силах удержаться от того, чтобы искусственным путем не раздуть свои капиталы, не сделав чего-то из ничего. Результатами такой инфляции были и всегда будут общественные трагедии. В своем комментарии к первой песне Шримад Бхагаватам Шрила Прабхупада пишет: "Согласно Шримад Бхагаватам, золото поощряет ложь, одурманивание, проституцию, зависть и вражду. Даже расчеты и денежное обращение на основе золотого стандарта плохи. Денежное обращение на основе денежного стандарта зиждется на лжи, потому что денежные знаки не соответствуют золотому запасу [это ведет к инфляции - прим. автора]. Это искусственное увеличение властями денежной массы приводит к проституированию государственной экономики. Цена товаров искусственно завышается из-за бумажных денег, т.е. искусственных денежных знаков. Настоящие деньги вытесняются бумажными". Ш.Б. 1.17.39
Не говоря уже о снижении ценности денежного обращения, кредитные манипуляции создали неоплатимый долг для грядущих поколений. В настоящее время на каждого жителя США приходится $ 15 000 общественного долга. Каким образом и когда этот долг будет выплачен - вопрос риторический. Суть дела в том, что как раз через кредит происходит закабаление людей. Вот почему в Библии осуждается ростовщичество (кредит). Мудрый король Соломон считает: "Сильный будет править слабым, и должник будет рабом тому, кому должен". Однако, это не является нежелательным результатом для тех, которые получают деньги. Они верно служат своей цели, перекачивая богатства от бедных к богатым с большой эффективностью, не думая о широких массах людей и доводя этот процесс до такой ситуации, в которой *10% самых богатых людей США владеют 60% всего богатства*. Любой изучающий историю денег и денежных систем быстро узнает об ужасах и зле, которое этот "механизм выгоды" позволил беспринципным принести невинному неподозревающему ничего народу. И что такие негодяи сделали мировые правительства своими агентами, официальными посланниками, придавая этому обману больше законности и, таким образом, затрудняя расшифровку и исправление ситуации для простого народа. Мы верим Генри Форду, когда он говорит: "Хорошо, что публика не понимает, как работает их денежная система. Если бы они это понимали, боюсь, что революция бы началась еще до завтрашнего утра". И почти всегда в народном нажиме существует угроза нависшего над нами несчастья, готового постигнуть нас по причине нашей безответственной материальной деятельности". Рассматривая экономические и общественные проблемы нашей культуры, заметим, что существует гораздо большая проблема из-за использования денег и кредитов. В то время, как правильная финансовая политика твердого денежного обращения и прекращение использования кредитов может разрешить эти проблемы, история западного мира свидетельствует о том, что не существовало ни одного правительства, которое смогло бы избежать соблазна и с легкостью трюкача не пыталось бы получить что-то из ничего. Ни одного! И продвижение Кали-йуги только усугубляет проблему. Вопроса не стоит, так сможем ли мы стать чистыми преданными и вернуться назад к Богу, используя деньги и кредиты. Вопрос в том, как мы можем использовать нашу философию в полном масштабе и фактически вести общество к разрешению мировых проблем. Духовная Экономика является средством к достижению этого.
 3. В ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПОРЯДКЕ ДОЛЖНА ПРИСУТСТВОВАТЬ, ПО КРАЙНЕЙ МЕРЕ, НЕБОЛЬШАЯ ГРУППА ДУХОВНО ПРОДВИНУТЫХ ЛЮДЕЙ, НЕ МЫСЛЯЩИХ СЕБЯ БЕЗ ПРОСТОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ВНЕ ДУХОВНОЙ ЭКОНОМИКИ
В силу того, что прекратится использование денег и кредита, практикующие Духовную Экономику должны будут в обязательном порядке отказаться от потребительского образа жизни со всеми его даже наименьшими требованиями. И чтобы обеспечить их всем необходимым для жизни, должна существовать минимальная группа людей, работающих с целью обеспечения необходимым каждого в духе преданного служения, что и происходит сегодня в наших храмах Международного Общества Сознания Кришны. Эти нужды должны быть сокращены до минимума. По крайней мере в начале они должны сводиться к немногим большему, чем пища, жилье и одежда. По мере увеличения количества участвующих к этому можно будет добавить различные услуги и товары, необходимые участникам.
Демонстрация преимущества простого образа жизни
Эти смелые преданные - пионеры в такого рода практике должны быть склонны к отказу от своей зависимости от искусственной экономики и должны предпочесть простой образ жизни в полной зависимости от Господа Кришны, земли и коров. Эти великие души будут демонстрировать те прекрасные преимущества, которые приносит простой образ жизни и высокое сознание, такие, как свободное время для духовных занятий, развитие близких личностных отношений, приносящих сообществу безопасность и стабильность, свободное время семейного времяпровождения и для встреч с друзьями, уверенность от знания того, что сосед Всегда о тебе позаботится, так же, как и ты о нем. Сегодняшняя пресса полна статьями, описывающими людей, отчаянно старающихся достичь таких результатов. Везде люди ищут сообщество и посвященность, хотя сама структура нашей экономической системы работает против этого. И по сему они не знают, как отыскать исполнения их заветного желания. Если им придется увидеть, как преданные это демонстрируют на практике, я думаю, они с радостью к нам присоединятся. В конце концов Шрила Прабхупада однажды сказал, что в будущем множество людей будут вступать в наши сельские сообщества.
Определение условий варнашрама дхармы
Мы должны понимать, что только те, кто получают удовлетворение посредством их духовной деятельности, в таких обстоятельствах могут быть покойны. Начинать это движение могут только духовно продвинутые люди. Далее следует понять, что отношение к преданному служению должно являться определяющим критерием для участников варнашрама дхармы. Как мы упоминали выше, нельзя ожидать того, что каждый сможет достичь такой степени отреченности, отказа от понятия "Я и мое" ложного эго, так же, как и от материальных артефактов, являющихся его проявлением. Продвинутые преданные свободны от этих требований ложного эго. Они способны жить так, чтобы вся их жизнь подтверждала это и показывала пример другим. Те же, кто не являются столь духовно продвинутыми, должны участвовать в общественной системе варнашрама дхармы и практиковать сознание Кришны, что и приведет их к совершенству.
4. ДЛЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ ГАРМОНИИ НЕОБХОДИМЫ ПОДЛИННЫЕ БРАХМАНЫ
К этому моменту у наших читателей, вероятно, возник вопрос о распределении товара и услуг. Этим занимаются брахманы, проживающие в сообществе. Брахмана является представителем Вишну. Все продукты деятельности, проводимой в духе преданного служения, предлагаются Господу через посредство брахмана. Брахман - это очищенная душа, способная видеть вещи такими, какие они есть, потому что он находится в гуне благости. Брахман имеет право принимать все, что ему предлагают от имени Господа. Он также имеет право справедливо и беспристрастно распределять продукты в соответствии с нуждами. Возможно, по мере увеличения числа участвующих в практике Духовной Экономики, распределение примет более удобный и непосредственный характер без "посредства" брахмана. Время покажет. Человек, занимающийся этим, должен быть подлинным брахманом на самом деле, полностью отрешенным, живущим в условиях абсолютной бедности и компетентным во всех других отношениях. Такой личности все сообщество будет доверять в вопросе справедливого распределения. Такая организация дел требует наличие подлинных брахманов, а это значит - находит им место в обществе, обеспечивает то, что мы до сегодняшнего дня были не в состоянии сделать.
5. СЕЛЬСКАЯ МЕСТНОСТЬ ОБЯЗАТЕЛЬНА
От земли люди могут получить все, что им необходимо для существования. В действительности, все, что мы используем в каждодневной жизни, происходит из земли. Земля необходима потому, что, применяя на практике Духовную Экономику, мы стремимся стать как можно больше экономически независимыми. Как много земли - зависит от местности и других деталей каждого конкретного случая.
6. РЕШЕНИЯ ПРИНИМАЮТСЯ ПРИ ЕДИНОДУШНОМ СОГЛАСИИ
В силу сугубо экономической независимости этого сообщества особенно важно, чтобы каждый взрослый человек был прямой, честный и чистый душой. Следовательно, все решения должны приниматься с единодушного согласия. Такой процесс дает каждому право вета. В силу широкого распределения власти, центральная группа участников должна выбираться, принимая во внимание такую цель, как установление гармонии. В добавление к этому, приниматься в постоянные члены сообщества будут люди со всеобщего согласия, после 3 или 6 месяцев испытательного срока. По всеобщему согласию также можно будет просить выйти из сообщества определенных индивидов. Введение и применение практики принятия решений при единодушном согласии внесет элемент весомости мнения каждого члена сообщества, что отсутствовало ранее. Как результат этого отсутствия весомости личного мнения, многие преданные оставили наше движение, хотя могли бы еще быть в наших рядах, если бы ситуация была иной. Такое изменение имело бы большое значение для многих преданных, которые хотят вернуться к образу жизни преданного служения после многих лет страдания в сознании потребителя. ________________________________________________________________
ДУХОВНАЯ ЭКОНОМИКА ПРИМЕНЯЕТСЯ НА ПРАКТИКЕ СЕГОДНЯ !
Если вы еще не догадались, где практикуется Духовная Экономика каждый день, то взгляните на то, что происходит в вашем храме. Именно здесь применяются принципы Духовной Экономики. Все делается ради Божеств, служба не оплачивается деньгами, все работают в духе преданного служения, принимая то, что им необходимо, и не более, в идеале каждый занимается тем служением, которое ему по душе или подходит его природе (хотя это достигается более полным образом, когда имеется наибольшее число участвующих). Шрила Прабхупада научил нас так жить, и многие преданные считают такой образ жизни замечательным. К сожалению, мы еще не практикуем Духовную Экономику вне храма в широком масштабе - но это возможно! Надеюсь, что эта работа поможет прийти к этому в удовольствие Шриле Прабхупаде и на пользу всему миру. ________________________________________________________________
ПРЕДСТАВЬТЕ СЕБЕ МИР, В КОТОРОМ ВСЕ ТОЛЬКО ОТДАЮТ
Представьте снова, если можете, как будет выглядеть мир, если все люди будут практиковать Духовную Экономику. Какой бы это был прекрасный мир! Никто бы больше не был рабом своей работы только из-за того, что ему необходимы деньги. В системе Духовной Экономики никто не должен будет заниматься нелюбимым делом, так как все будут служить добровольно. Примите во внимание еще и тот факт, что многие профессии, которыми не очень приятно заниматься, будут отсутствовать: бухгалтеры, продавцы, сборщики налогов, большинство юристов - просто в них не будет необходимости. Не будет также необходимости или повода к производству дешевых низкопробных товаров, которые быстро превращаются в груды ненужного хлама. Не было бы причины для эксплуататоров эксплуатировать, закабалять и вести к деградации слабых и невиновных людей. Конечно, многие считают это утопической мечтой, которая просто не сможет сбыться. Однако, скептики должны знать, что концепция Духовной Экономики не нова. Еще до прихода Кали-йуги все культуры в мире практиковали определенные формы Духовной Экономики - деньги не были в обращении почти до 800 г. до нашей эры, и как упоминалось ранее, в основном существовала общественная собственность. Империя инков, например, не имела ничего похожего на деньги, что оказывало на культуру огромное влияние: "Цивилизация инков действительно представляет собой одну из наиболее выдающихся социальных и экономических структур в истории человечества. Выдающейся чертой этой системы является следующая важная характеристика: у них не было денежного обращения, ничего даже соответствующего деньгам, что бы их заменяло. Давайте осознаем, что это означало: никто из инков не был в состоянии ни продавать, ни покупать или же заниматься спекуляцией (это помогало выполнению регулирующих принципов!) или вкладывать капитал; никто не мог блистать или даже думать об этом посредством выставления себя на показ, у них не было никакой надежды прийти к власти путем обогащения, ничего их не побуждало к махинациям, конкуренции и борьбе на рынке, такового просто не существовало в нашем понимании этого термина. Наряду с этим там отсутствовали банки, брокерские дома, страховые агенства и агенты, не было ни продавцов, ни рекламирующих товары, не было ни нотариусов, ни гражданских юристов, не было ни налогов, ни налогосборщиков. И если они не были в состоянии обеспечить свою старость, застраховаться на случай болезни или аксидента, в этом не было необходимости, ибо обо всех их нуждах заботились во все времена. Однако, несмотря на это "отсутствие" денег, империя инков имела огромные богатства, но никто не имел замков в дверях своих домов. У них была блестящая администрация, но не существовало взяточничества и коррупции. Двумя единицами измерения их богатства были земля и семья. И хотя у каждого мужчины была земля для содержания от него зависящих, она никогда не представляла собой частную собственность. Эти люди работали четыре месяца, чтобы обеспечить себя необходимым, а оставшееся в году время посвящали гражданской или общественной деятельности. Эта поразительная культура существовала века, пока не пришли испанские завоеватели, принеся с собой понятие частной собственности. В этом умонастроении они разграбили огромнейшие запасы золота империи, разрушили цивилизацию, убивая и порабощая местное население, которое встретило их с распростертыми объятиями и подарками. Господин Коблентц подводит итог вышесказанному об инках: "... Тот факт, что алчность одержала победу в тот день, не должен означать, что алчность была превосходящей цивилизующей силой. Правда такова, что оккупанты, стимулируемые комплексом стяжательства, разрушили нечто драгоценное, которое невозможно купить за деньги или заменить деньгами. Инки, несмотря на свой трагический конец, доказали на все времена, что человеческое общество может эффективно и благодетельно функционировать в определенных условиях без стяжательских побуждений. Испанды показали, что стяжательство способно разрушать все, включая даже не стяжательское общество и его образ жизни". Эти слова созвучны словам из Шримад Бхагаватам, которая с незапамятных времен предупреждала нас о проблемах, которые встанут перед обществом, сосредоточивающим так много внимания и энергии на деньгах: "Человеческое общество, постоянно думающее о том, как наживать деньги и использовать их для чувственных наслаждений, приносит разрушение всем интересам человека. Когда у человека нет знаний, и он не занимается преданным служением, душа его переходит в недвижные виды жизни, такие, как деревья (и камни). Ш.Б. 4.22.33 И Шрила Прабхупада комментирует: "Поэтому действия, направленные на чувственные наслаждения здесь осуждаются. Тот, кто постоянно думает о наживе и об удовлетворении чувств, идет по пути самоубийства. В действительности, все человеческое общество следует по этому пути. Так или иначе люди стараются заработать деньги или добыть их попрошайничеством, занять деньги или украсть их с целью использования для чувственных наслаждений. Такая цивилизация является громадным препятствием на пути к самореализации". Здоровый образ жизни может вновь стать реальностью под руководством Бхагавад-Гиты, если мы сможем жить нашу жизнь по ее стандартам и, делая это, принести этот свет остальному миру. И тогда все люди, которые могут отказаться от своей привязанности к сознанию ложного собственничества, займутся преданным служением Господу и не должны будут больше быть рабами на этой земле. Только преданные Господа Кришны способны на это, так как лишь преданные, вкусив нектар преданности, могут жить мирно и счастливо, служа Господу. Пришло время преуспевать в нашем истинном деле. ________________________________________________________________
ВОПРОСЫ, ОБЫЧНО ЗАДАВАЕМЫЕ О ДУХОВНОЙ ЭКОНОМИКЕ
1. Кто будет определять то, чем человек должен заниматься? Сам человек должен определить это для себя. Каждый также сможет воспользоваться помощью советников в оценке того, что делать и как сделать его вклад эффективным и удовлетворяющим его самого.
2. Как мы обеспечим удовлетворение всех наших нужд? На начальном этапе следует выбирать участников, имея это в виду, и возможно, не каждому найдется место. Но по мере увеличения числа участвующих и те, кто заинтересован в производстве не первонеобходимого, должны получать поддержку.
3. Что это означает "не позволять кому-либо брать больше необходимого или злоупотреблять, систематически не внося своего полного вклада? Дело должно быть поставлено таким образом, что вся атмосфера должна быть проникнута и напоминать нам об указаниях Господа в Бхагавад-Гите. В добавление к этому, система советников будет помогать нам определить наши самые первостепенные нужды и воодушевлять каждого участника вносить его вклад, прилагая наибольшие усилия. Также мы можем прибегнуть к помощи брахмана в справедливом распределении добра. Это будет являться проблемой только на начальном этапе, но когда установится дух отдавать, преданно служа, ничье поведение не будет представлять собой серьезную угрозу для системы. К тому же, в крайнем случае, сообщество, со всеобщего согласия, может решить избавиться от такого индивида. В таком случае этот человек должен будет участвовать в системе варнашрама, постепенно исправляя свой характер до тех пор, когда он сможет освободиться от требования ложного эго, от сознания "Я и мое".
_______________ (1) Стихи по экономике из Бхагавад-Гиты смотрите, пожалуйста, в приложении. (2) Эван-Причард, Эдвард Эван, Нуэры. Описание образа жизни и политических систем Нилотических Народов. Оксфорд, 1940. Из: "Алчность, ее история", Стантока Коблентц. Издательство Public Affairs, 1965 г. (3) Там же. ("Алчность, ее история")