Путь к совершенству
Глава седьмая
Йога нашего века

арджуна увача
йо 'йам йогас твайа проктах
самйена мадхусудана
этасйахам на пашами
чанчалатват стхитим стхирам
"Арджуна сказал: О Мадхусудана, йога, которую Ты вкратце описал, кажется мне неосуществимой и непосильной, поскольку ум мой беспокоен и неустойчив". (Б.-г., 6.33)
В этом заключается сложность применения на практике восьмиступенчатой аштанга-йоги, описание которой приводит в данной главе Господь Шри Кришна. Мы уже объясняли, что человек должен правильно сесть и сосредоточить ум на образе Вишну в своем сердце. Чтобы заниматься аштанга-йогой, человек должен прежде всего обуздать чувства, научиться следовать всем правилам и ограничениям йоги, научиться правильно сидеть, управлять дыханием, концентрировать ум на образе Вишну в своем сердце, и затем только он сможет погрузиться в медитацию на этот образ. Аштанга-йога насчитывает восемь последовательных ступеней практики, однако в данном стихе Арджуна откровенно признается, что этот метод йоги очень сложный. Он так и говорит: "Эта йога кажется мне неосуществимой и непосильной".
На самом деле аштанга-йога осуществима; будь она неосуществимой, разве стал бы Господь утруждать Себя ее описанием? Она просто кажется неосуществимой. То, что трудно одному, легко другому. Арджуна обыкновенный человек в том смысле, что он не отшельник, не санньяси и не ученый. Он находится на поле битвы, чтобы, сражаясь, отвоевать свое царство, и в этом смысле он обыкновенный человек, занятый мирскими делами. Он озабочен поиском средств к существованию, необходимостью обеспечивать свою семью, и т.д. Арджуна, так же как и обыкновенный человек, был озабочен многими проблемами, а практика аштанга-йоги, как правило, простому человеку недоступна. Именно эта мысль подчеркнута в данном стихе. Заниматься аштанга-йогой может только тот, кто уже обрел полную отрешенность от всех дел и потому может уединиться в освященном месте, где-нибудь у подножия холма или в пещере, и погрузиться там в медитацию. Но кто может позволить себе такое в век Кали? Несмотря на то, что Арджуна был великим воином, принадлежал к царскому роду и был личностью незаурядной, он счел невозможным для себя заниматься аштанга-йогой. Что же говорить о нас? Если мы попытаемся практиковать эту систему йоги, нас неизбежно постигнет неудача.
В данной главе, - начиная со слов шучау деше и кончая словами йоги парамах, - Господь Кришна описывает Арджуне метод мистической йоги. Однако Арджуна не уверен, что он сможет воспользоваться этим методом, и потому отвергает его. Как мы уже говорили, в Кали-югу обыкновенный человек не может оставить дом, семью и отправиться в горы или джунгли, чтобы, уединившись, практиковать там йогу. В век Кали человек живет недолго, и ему приходится вести суровую борьбу за существование. По мере того, как век Кали набирает силу, продолжительность человеческой жизни сокращается. Если наши прадеды жили по сто и более лет, но люди нынешнего поколения умирают в шестьдесят или семьдесят. А со временем жизнь людей станет еще короче, и они в меньшей степени будут наделены такими добродетелями, как память и милосердие.
В Кали-югу люди не проявляют интереса к вопросам самоосознания, даже если метод духовной практики прост и доступен каждому; что же говорить о такой сложной системе, как мистическая йога? Практикующий аштанга-йогу должен подчинить свою жизнь строгим ограничениям, он должен научиться правильно сидеть, уметь выбирать подходящее место для медитации и научиться отвлекать ум от материальной деятельности. Арджуна, хотя и был наделен многими добродетелями, все же, как человек практичный, отказался следовать этой системе йоги. Он не хотел уподобляться псевдойогам, которые занимаются выполнением гимнастических упражнений. Арджуне незачем было притворяться йогом; он был воином и вел жизнь домохозяина. Поэтому он прямо признался, что для него практика мистической йоги обернется лишь потерей времени. Арджуна принадлежал к царскому роду и был наделен многими добродетелями; он был великим воином, был одарен долголетием и, самое главное, - был близким другом Господа Кришны, Верховной Личности Бога. Пять тысяч лет назад, во времена, когда жил Арджуна, жизнь людей была очень продолжительной. В те времена люди доживали до тысячи лет. В текущий век Кали продолжительность жизни ограничена ста годами; в Двапара-югу продолжительность жизни составляла тысячу лет; в Трета-югу - десять тысяч лет, а в Сатья-югу - сто тысяч лет. Таким образом, со сменой эпох явления деградации нарастают, а продолжительность жизни сокращается. Во времена Арджуны люди жили по тысячу лет и практиковали медитацию. И тем не менее Арджуна счел невозможным для себя следовать принципам аштанга-йоги.
Если сравнить с условиями нашего времени, то очевидно, что пять тысяч лет назад Арджуна располагал большими возможностями для занятий мистической йогой, чем располагаем мы, однако он не согласился воспользоваться этим методом йоги. Действительно, в истории мы не найдем никаких упоминаний о том, что Арджуна когда-либо практиковал аштанга-йогу. Поэтому этот метод духовной практики следует считать неприемлемым для века Кали. Конечно, даже в век Кали есть личности, которые способны практиковать аштанга-йогу, однако это единицы; для большинства же людей этот метод духовной практики просто недоступен. Принципам аштанга-йоги трудно было следовать даже пять тысяч лет назад; что же говорить о наших днях? Тот, кто посещает какое-нибудь общество или школу йоги, думая, что он занимается там аштанга-йогой, на самом деле обманывает себя и попусту тратит свое время. Такой человек не имеет никакого представления об истинной цели йоги.
Если аштанга-йога считается неприемлемой для нашего века, то бхакти-йога - это как раз тот метод духовной практики, который рекомендован каждому. Практика бхакти-йоги проста и естественна; она не требует ни предварительной подготовки, ни диплома об образовании. Даже младенец, хлопая в ладошки, может принимать участие в киртане. Поэтому Господь Чайтанья Махапрабху провозгласил бхакти-йогу единственным методом духовной практики в век Кали.
харер нама харер нама
харер намаива ке валам
калау настй эва настй эва
настй эва гатир анйатха
"В этот век вражды и лицемерия единственным средством спасения является повторение святого имени Господа. Нет другого пути. Нет другого пути. Нет другого пути". Процесс повторения святых имен предельно прост, а результаты приходят незамедлительно. Пратйакшавагамам дхармйам. Если мы попытаемся практиковать другие методы йоги, мы будем пребывать в неведении относительно того, совершаем ли мы прогресс в своей духовной жизни или нет, однако практика бхакти-йоги дает нам возможность судить, насколько успешны наши занятия. Бхакти-йога - единственный метод духовной практики, который позволяет практикующему быстро достичь уровня самоосознания и обрести освобождение в течение одной жизни. Тому, кто практикует бхакти-йогу, не нужно ждать для этого следующей жизни.
чанчалам хи манах кршна
праматхи балавад дрдхам
тасйахам ниграхам манйе
вайор ива судушкарам
"Ум беспокоен, неистов, упрям и очень силен, о Кришна, и обуздать его, я думаю, труднее, чем управлять ветром". (Б.-г., 6.34) Повторяя Харе Кришна, человек тотчас усмиряет свой ум. Когда мы просто произносим имя "Кришна" и внимательно слушаем его, наш ум естественным образом сосредоточивается на Кришне. А это значит, что мы сразу достигаем конечной цели йоги. Назначение йоги как метода духовной практики состоит в том, чтобы сосредоточить ум на образе Вишну, а Кришна есть изначальная личность, из которой исходят все формы Вишну. Кришна есть источник всех этих форм, подобно тому как свеча, от которой зажгли все остальные свечи, всегда остается первой. От горящей свечи можно зажечь множество свечей и, безусловно, каждая из них будет гореть так же ярко, как и первая. Однако, хотя разницы в яркости их пламени не будет, все же мы должны признать, что одна из них - первая, которая послужила источником огня для всех остальных. Аналогичным образом, Кришна распространяет Себя во множество форм Вишну и, хотя каждая форма Вишну неотлична от Кришны, все же Кришна неизменно остается изначальным источником всех форм Вишну. Таким образом тот, кто сосредоточивает свой ум на Шри Кришне, предвечном Господе, Верховной Личности Бога, незамедлительно достигает совершенства йоги.
шри-бхагаван увача
асамшайам маха-бахо
мано дурниграхам чалам
абхйасена ту каунтейа
вайрагйена ча грхйате
"Благословенный Господь сказал: О сильнорукий сын Кунти, безусловно, очень трудно обуздать беспокойный ум, но достичь этого возможно с помощью настойчивой практики и самоотречения". (Б.-г., 6.35) Кришна не утверждает, что обуздать ум легко. Напротив, Он соглашается, что это трудно, но объясняет, что человек может подчинить свой ум, если будет настойчиво упражняться в этом. Это условие выполняется тогда, когда мы занимаемся той или иной деятельностью, которая напоминает нам о Кришне. В нашем Обществе Сознания Кришны есть много таких видов деятельности - киртан, служение в храме, прасад, издательство и многое другое. Каждый занимается той или иной деятельностью, направленной на удовлетворение Кришны. Поэтому, чем бы ни занимался преданный, - будь то печатание для Кришны, приготовление блюд для Кришны, воспевание для Кришны или распространение литературы для Кришны, - его деятельность осуществляется в рамках йоги, а сам он поглощен мыслями о Кришне. Мы заняты деятельностью так же, как заняты ею материалисты, однако свою деятельность мы строим так, чтобы она непосредственным образом была связана с Кришной. И потому, занимаясь любой деятельностью, мы развиваем в себе сознание Кришны, что позволяет нам быстро и без труда достичь совершенства йоги.
асамйататмана його
душпрара ити ме матих
вашйатмана ту латата
шакйо 'ваптум упайатах
"Для того, чей ум необуздан, самоосознание - тяжкий труд. Но обязательно добьется успеха тот, кто властвует над своим умом, и кто идет к цели верным путем. Таково Мое мнение". (Б.-г., 6.36) Верховная Личность Бога провозглашает, что тот, кто не прибегает к надлежащим мерам, чтобы отрешить свой ум от материальной деятельности, едва ли сможет достичь успеха на пути самоосознания. Пытаться заниматься йогой, и в то же время позволять уму предаваться чувственным наслаждениям - это все равно, что пытаться разжечь огонь, заливая его водой. Практика йоги без контроля ума - пустая трата времени. Если человек пытается сосредоточить свой ум на образе Кришны, такие занятия йогой отвечают требованиям традиционного метода, однако в наши дни есть немало обществ йоги, где практикующим рекомендуют медитировать на пустоту или на какое-нибудь цветовое пятно. Это значит, что в этих обществах не учат медитировать на образ Вишну. Сосредоточить ум на чем-то безличном или на пустоте очень трудно. Об этом говорит Шри Кришна в Двенадцатой главе "Бхагавад-гиты" (12.5):
клешо 'дхикатарас тешам
авйактасакта-четасам
авйакта хи гатир духкхам
дехавадбхир авапйате
"Очень трудно достичь духовного прогресса тем, чей ум направлен на непроявленный, безличный аспект Всевышнего. Преуспеть в этой науке всегда сложно для тех, кто воплощен в материальном теле".
В храме преданный старается сосредоточить свой ум на форме Кришны. Сосредоточить ум на пустоте очень трудно; неустойчивый по своей природе ум все время будет отвлекаться на что-нибудь другое. Ум должен быть занят; если его не занять мыслями о Кришне, он направит свои мысли на майю. Следовательно, псевдомедитация на нечто безличное - пустая трата времени. Такая показная йога, даже если и приносит какую-то материальную выгоду практикующему, в духовном отношении бесполезна, поскольку не способна привести человека к духовному самоосознанию. Я могу открыть платные курсы медитационной йоги, куда люди будут приходить и проводить свое время, упражняясь в том, чтобы зажимать свои носы то так, то этак, но, если мои подопечные не достигли истинной цели практики йоги, значит я их просто обманул, и они впустую потратили время и средства.
Итак, человек должен достичь состояния устойчивой сосредоточенности ума на образе Вишну, и это состояние называют самадхи. В сознании Кришны человек контролирует свой ум, неустанно вовлекая его в трансцендентное любовное служение Господу. Не обратившись к деятельности в сознании Кришны, человек не сможет обрести устойчивой власти над своим умом. Человек, сознающий Кришну, без труда достигает конечной цели йоги, не прилагая к этому особых усилий, тогда как тому, кто практикует медитационную йогу, не удается достичь успеха без сознания Кришны.