Посвящение

Прежде всего эта книга несколько робко предлагается лотосным стопам
моего господина и учителя, основателя-ачарйи Международного Общества
Сознания Кришны Его Божественной Милости Ом Вишнупада Парамахамса
Аштотара-шата Шри Шримад А.Ч.Бхактиведанте Свами Прабхупаде. Шрила
Прабхупада, пожалуйста примите это смиренное подношение от наихудшего
из ваших слуг. Я знаю, что вы не заинтересованы в вашем собственном
прославлении, вы хотите чтобы всегда и везде прославлялся Кришна. Но
Шрила Прабхупада, вы столь прекрасны, как можно не прославлять вас ?
По крайней мере, все члены ИСККОН любят слушать о вашей славе. Так
что после предложения этой книги вам я посвящаю ее как ваш прасад всем тем,
кто хотя бы немного уважают вас. Эта книга так же посвящена любому, кто
делал какое-либо служение для вас. Она так же посвящена тем, кто даже
хотя бы однажды утирал слезы, вспоминая вас. И она посвящена тем, чьи
сердца все еще тоскуют о том чтобы видеть вас, слышать ваш голос и
лично быть с вами. Она особенно посвящена тем, кто серьезно посвятил
свои жизни служению вам.

Джайа Шрила Прабхупада !

ВВЕДЕНИЕ


Смысл этой книги, первый и главный, это прославить Шрилу Прабхупаду.
Кришна больше доволен, когда прославляют Его чистого преданного, чем
когда прославляют Его самого. Если Кришна видит наши искренние уилия в
том, чтобы прославить Шрилу Прабхупаду, то Он признает нас достойными
кандидатами для получения Его милости в форме благославлений на то, чтобы
распространять движение санкиртаны. Распространение движения санкиртаны
означает говорить людям о Шри Кришне и о Его великих преданных. Шрила
Прабхупада является величайшим преданным современной эпохи, поэтому
проповедовать о Шриле Прабхупаде по крайней мере так же важно как и
проповедовать о Кришне.
Многие люди ищут духовное руководство, но введены в заблуждение
обманщиками, имперсоналистами и лицемерами. Когда они узнают о Шриле
Прабхупаде, несомненно они осознают, что это некто другой. Это истинный
возлюбленный Бога. Это некто знающий Бога и как дать Его другим.
Члены ИСККОН удачливы в том, что получили милость такой великой
личности, как Шрила Прабхупада. Теперь же правильнее всего для нас это
предпринять усилия для того, чтобы позволить другим узнать о нем. И когда
мы искренне прославляем Шрилу Прабхупаду, то мы очищаемся и ощущаем его
милость, проливающуюся на нас. Если мы не прославляем Шрилу Прабхупаду с
энтузиазмом, то это означает, что мы не осознали насколько прекрасны дары,
которые он нам дал.
Главная тема этой книги - это милость Шрилы Прабхупады. Йасйа прасадад
бхагават прасадо йасйапрасадан на гатих куто 'пи, "По милости духовного
учителя человек обретает благославления Кришны, без милости духовного
учителя нельзя сделать ни малейшего продвижения." "Йасйа прасадад"
означает "его милость". Мы нуждаемся в милости первоклассного преданного,
маха-бхагаваты. Мы нуждаемся в Шриле Прабхупаде. Нам нужна его милость.
Дхйайан стувамс тасйа йашас три-сандхйам ванде гурох шри чаранаравиндам,
"Я должен всегда помнить и прославлять духовного учителя. По крайней мере
три раза в день я должен предлагать свои почтительные поклоны лотосным
стопам такого духовного учителя."
Мы медитируем на Шрилу Прабхупаду по крайней мере три раза в день когда
повторяем мантру гайатри. Но в идеале мы должны думать о нем всегда,
поглощенные его миссией. "Такой духовный учитель" означает того, кто
помогает гопи, кто ощущает изменения в теле в экстазе санкиртаны и кто
настолько же хорош, как и Хари. Таким духовным учителем является Шрила
Прабхупада. Нужно всегда помнить такого духовного учителя и молится о его
милости.
Обильное производство и распространение книг Шрилы Прабхупады
представило новый феномен в Западной схоластике :"Вайшнавскую литературу."
И ученики Шрилы Прабхупады дополнили запас Вайшнавской литературы,
предоставляя свои собственные книги, журналы и статьи на все аспекты
Сознания Кришны - от переводов классиков и кулинарии преданных до
Вайшнавской полемики. Одна из возрастающих областей Вайшнавской литературы
это "литература о Прабхупаде" - книги о Шриле Прабхупаде. Эта книга будет
одной из многих для людей, кто наслаждается слушанием о Шриле Прабхупаде и
чей аппетит никогда не удовлетворяется.
Джайа Шрила Прабхупада это антология эпизодов и реализаций о Шриле
Прабхупаде, собранных за последние несколько лет. Главным образом она
основана на личных реализациях и так же я добавил много мыслей и
наблюдений других преданных, которые я слышал или читал.
Эпизоды, обсуждаемые здесь, затрагиваются лишь вкратце. Милость
Прабхупады, ощущение разлуки с ним, благодарность ему - каждый из этих
предметов мог бы быть расширен в большую книгу. Я просто лишь дал намеки
тех качеств, составивших великий трансцендентный калейдоскоп, то есть
личность нашего возлюбленного духовного учителя Шрилы Прабхупады. Я не
смею утверждать, что знаю или понимаю его правильно, но через эти
медитации я надеюсь очистить себя и прославить его.
Джйай Шрила Прабхупада содержит так же бесчисленные выдержки из писем,
лекций и бесед Шрилы Прабхупады. И если возникнет вопрос о том, какова
ценность перепечаток того, что опубликовано где-то еще, то можно ответить,
что повторение хороших вещей всегда желательно. Так же как слушание о
Кришне очищающе и помогает нам привязаться к Нему, то же самое относится и
к Шриле Прабхупаде.
Прямо или косвенно, любой кто думает о Кришне, говорит о Кришне
или поклоняется Кришне развивает в себе привязанность к Нему.
Поскольку Кришна абсолютен, между Его именем, формой, качествами
и проч. нет никакой разницы. Слушая повествования о Кришне, говоря
или вспоминая о Нем, мы можем чудесным образом возродить свои
близкие отношения с Ним. Это происходит под воздействием духовной
энергии. (Шримад-Бхагаватам 1.10.14 комм.)

Подобным образом, чем больше мы слушаем о Прабхупаде, тем больше мы
изумляемся и вдохновляемся его сверхнеобычайными достижениями и прекрасной
личностью, и тем больше мы привязываемся к нему. А чем больше мы
привязываемся к Прабхупаде, тем больше очищаются наши сердца и тем больше
мы продвигаемся в духовной жизни.
Эта книга предназначена для того, чтобы помочь нам более полно понять
Шрилу Прабхупаду, приблизить нас ближе к нему и помочь нам всегда помнить
его. Может быть так, что мне нечего сказать нового. И так же вероятно, что
другие смогут лучше выразить подобные реализации.
Если в этой книге есть какие-либо недостатки, то это из-за того что ее
делал я, поскольку в Шриле Прабхупаде нет недостатков. Подобно этому, все
что есть хорошего в этой книге это благодаря Шриле Прабхупаде.
В том случае, если у кого-то останется плохое впечатление, я хочу
пояснить, что из-за того что я написал эту книгу не означает, что я думаю
о себе как о каком-то осоьенном преданном с особой реализацией о Шриле
Прабхупаде. Просто я подгоняю мою предрасположенность писать, вот и все.
Шрила Прабхупада хотел, чтобы его ученики писали и особенно саннйаси
должны писать. Более того, Господь Кришна наставляет в Гите,
"ачарйопасанам" - нужно прославлять и поклоняться ачарйе. Моя обязанность
как ученика это прославлять моего духовного учителя. Шрила Прабхупада
очень любил книги, поэтому какой способ прославить его лучше, чем написать
о нем книгу ?
Безусловно, это не просто наша обязанность, но это наше величайшее
наслаждение. Другие выражают свою любовь к Прабхупаде доением коров
Кришны, управляя Его храмами, моя Его кастрюли или проповедуя и
распространяя книги. Любовь означает не только слова, но так же и
практические действия. Прабхупада был полон слов, - постоянно говорил и
писал о Кришне,- но он так же вдохновлял, был организатором и лидером. А
порою он становился мойщиком полов. Итак, красноречие прекрасно, но это
еще не все. Я молюсь о том, чтобы Шрила Прабхупада наслаждался этой книгой
и так же ею наслаждались его последователи.

Бхакти Викаша Свами

P.S. Эта книга была произведена в спешке, так чтобы успеть ее подготовить
к Гаура-Пурнима. Пожалуйста, извините за торопливые неполные ссылки и
другие ошибки.

 

МЕДИТАЦИИ НА ПРАБХУПАДУ


Как члены сампрадайи Гаудийа Вайшнавов мы поклоняемся нашим
собственным инициирующим гуру, всем великим преданным (прошлым и
нынешним), Шри Шри Гаура-Нитай и Шри Шри Радха-Кришне.
В этой монотеистической, но многоликой системе поклонения некоторые
преданные чувствуют определенное влечение к поклонению Шримати Радхике.
Они предпочитают повторять Ее имена, воспевать Ее развлечения,
медитировать на Ее форму, принимать Ее сторону в стычках с Кришной и
провозглашать землю Вриндаваны как Ее собственность.
Другие преданные испытывают определенное наслаждение в развлечениях
Господа Чайтанйи. Они кричат имя "Гауранга", проповедуют Его славу и
развлечения и предпочитают жить в Навадвипе.
Лично я удивлен личностью и развлечениями нашего возлюбенного духовного
учителя, Его Божественной Милости Шрилы Прабхупады. Мне нравится
рассказывать истории о Прабхупаде, хотя у меня всего лишь несколько своих
собственных. Мне нравится медитировать на Прабхупаду. Вот откуда появилась
эта книга.


ЗНАЧИМОСТЬ ШРИЛЫ ПРАБХУПАДЫ


Почетный титул "Прабхупада" правильно употребляется для обозначения тех
великих духовных учителей, которые внесли непревзойденный вклад в
литературу или проповедь во всем мире. Есть такие примеры как Шрила Рупа
Госвами Прабхупада, Шрила Джива Госвами Прабхупада и Шрила Бхактисиддханта
Госвами Прабхупада.
Когда члены ИСККОН говорят о "Шриле Прабхупаде", то это относится к Его
Божественной Милости А.Ч.Бхактиведанте Свами Прабхупаде. А.Ч.Бхактиведента
Свами Прабхупада так же адресуется как "Шрила Прабхупада", поскольку он
занимает уникальное положение в религиозной истории мира.
В Шримад-Бхагаватам (1.5.11) Вйасадева утверждает, что Бхагаватам
"предназначен для того, чтобы произвести революцию в неправедной жизни
заблудшей цивилизации." Ученые Вайшнавы определили, что это утверждение
Вйасадевы должно относиться к проповеднической миссии, выполняемой Шрилой
А.Ч.Бхактиведантой Свами Прабхупадой. Лишь только он один написал свои
комментарии Бхактиведанты на Бхагаватам после того, как пять тысяч лет
назад Шрила Вйасадева составил Бхагаватам. Комментарии Шрилы Прабхупады
стали наиболее важным вкладом в революционное одухотворение всего
человеческого общества, которое было потеряно во тьме материализма.
Господь Чаитанйа так же предсказал, что Его святое имя будет
распространено в каждом городе и деревне мира. Ачарйи Его сампрадайи
предсказывали, что распространение Сознания Кришны будет происходить в
течении десяти тысяч лет золотого века во время темного века Кали. Лочан
дас Тхакур в своей Чаитанйа Мангале предсказывал, что появится великий
сенапати (генерал) чтобы широко и могущественно проповедовать послание
Господа Чаитайнйи. Это сокровенное задание по распространению Сознания
Кришны по всему миру было поручено Его Божественной Милости
А.Ч.Бхактиведанте Свами Прабхупаде.
Чаитанйа-чаритамрита утверждает, что до тех пор, пока человек особо не
уполномочен Кришной, то он не может влить Сознание Кришны в сердца масс.
Бхактивинода Тхакур, великий Вайшнавский ачарйа, явившийся в конце
девятнадцатого века, предсказывал, что очень скоро появится великая
личность, которая распространит Сознание Кришны по всему миру. Ясно, что
эта личность - Его Божественная Милость А.Ч.Бхактиведанта Свами
Прабхупада. Бхактивинода Тхакур так же говорил, что величие Вайшнава можно
понять по тому, как много непреданных он может обратить в Вайшнавизм. Даже
высоко квалифицированную личность очень трудно привести к Сознанию Кришны.
Но Шрила Прабхупада был настолько уполномочен Кришной, что он находился
среди наиболее маловероятных кандидатов, - гедонистической молодежи
Запада, - и делал преданных тысячами. Никто не может полностью осознать
ту сверхнеобычайную работу, которую выполнил Шрила Прабхупада. Он
находился один среди личностей, не имеющих каких-либо норм ведической
культуры, воспитанных в обществе которое сильно способствует мясоедению,
незаконному сексу, азартным играм и интоксикациям, не имеющих ни малейшей
идеи о том как нужно принимать садху. Они были полностью неквалифицированы
как кандидаты для духовной жизни.
Шрила Прабхупада не только находился один среди таких людей, но
постепенно обучал многих из них до такой степени, что сейчас они повсюду
принимаются как первоклассные Вайшнавы и проповедники, квалифицированные
для того чтобы передавать это знание другим.
Несомненно, в Индии было множество Вайшнавов, которые были преданы,
учены и отрешенны. Однако это остается фактом, что лишь Шрила Прабхупада
был достаточно квалифицирован, чтобы распространить Сознание Кришны по
всему миру. Лишь он имел достаточно веры в наставления Господа Чайтаньи,
указания своего духовного учителя и святое имя Кришны, чтобы пытаться
серьезно распространить Сознание Кришны вне Индии. Лишь он имел такое
сострадание и видение для проповеди послания Господа Чаитанйи тем, кто
наиболее нуждается в нем. Лишь один из наиболее близких преданных Кришны
мог исполнить такое непостижимое задание. По его бесподобным достижениям
ясно, что Шрила Прабхупада занимает уникальное положение в истории
Вайшнавизма.
Шрила Прабхупада был уполномочен распространить Сознание Кришны
практическим и прямым образом, подходящим для современного мира. Не
изменяя учение Сознания Кришны и не идя на компромиссы даже на немного, он
представил его эзотерические истины в ясной и разумной манере, подходящей
одновременно и для мирянина и для ученого.
Шрила Прабхупада лично следил за распространением и развитием ИСККОН.
Он лично установил программы, сформировавшие основу продолжаюсегося
расширения ИСККОН : производство и распространение трансцендентной
литературы, группы Харинамы-Санкиртаны, храмы и ашрамы, распространение
прасада, трансцендентные общины ферм, гурукулы, проповедь ученым и нацчным
деятелям и т.д.
Шрила Прабхупада дал детальные наставления по каждому аспекту Сознания
Кришны : как поклоняться Божествам, как соблюдать садхану, как
проповедовать, как носить дхоти, как готовить для Кришны, как воспевать
мантры, и т.д. Шрила Прабхупада является таким образом Основателем-Ачарйей
ИСККОН. Какие бы нормы и наставления мы не имели в ИСККОН - они пришли от
него. Поэтому Шрила Прабхупада всегда будет оставаться главным шикша-гуру
и ачарйей ИСККОН.
Писания и традиция предлагают различные подхлды к Сознанию Кришны, но
последователи Шрилы Прабхупады практикуют Сознание Кришны так, как он
показал им, зная, что Шрила Прабхупада, как верный последователь своего
гуру и предидущих ачарйев, представил Сознание Кришны лучшим для
современного века способом.
Сам по себе успех Шрилы Прабхупады доказывает, что его усилия одобрены,
предопределены и благославлены Самим Верховным Господом Кришной.
Шрила Прабхупада дал определенные наставления, которым абсолютно
необходимо следовать инициированным ученикам, если они претендуют быть
серьезными преданными или настоящими последователями Шрилы Прабхупады.
Например, Шрила Прабхупада требовал, чтобы инициированные преданные
вставали до 4.00 утра, посещали мангала-арати, воспевали по крайней мере
16 кругов маха-мантры каждый день, и неуклонно следовали четырем
регулирующим принципам.
Все подобные стандарты так ясно определенные Шрилой Прабхупадой,
являются стандартами для следования в ИСККОН. Правильно расположенный,
успешный последователь Шрилы Прабхупады является просто верным носителем
стандартов. Он не пытается изменять или интерпретировать стандарты и
программы данные Шрилой Прабхупадой, поскольку он знает - то что дал Шрила
Прабхупада является совершенно полным и полностью совершенным для
одухотворения всего человеческого общества и не только сейчас, но и для
следующих 10 тысяч лет.

ЗАПОЗДАЛАЯ МЫСЛЬ

Как можно поместить "Значимость Шрилы Прабхупады" на трех страницах ?
Даже в миллионах книг мы с трудом смогли бы начать прикасаться к его
славе. Если мы возьмем с одной стороны всю вселенную, со всеми ее
планетами, внешним космосом, континентами, океанами, горами, людьми,
полубогами и демонами и каплю пыли с лотосной стопы Шрилы Прабхупады с
другой стороны, то не будет никакого сровнения. Одна капля пыли с лотосных
стоп Шрилы Прабхупады в миллионы раз свыше более значима, чем что бы то ни
было из того, что может предоставить материальный мир.

ВЕЛИЧИЕ ШРИЛЫ ПРАБХУПАДЫ

Великий преданный подобно Кришне не забываем. Его характер и деяния
стоьвозвышенны, что их продолжают обсуждать те, кто черпает вдохновление
от личности чистого преданного даже спустя сотни тысяч лет. Шрилу
Прабхупаду будут помнить всегда, подобно таким великим преданным как
Прахладу Махараджа и Притху Махараджа. Не просто в течении нескольких
сотен лет или даже тысяч лет, но до тех пор, пока будет существовать
вселенная.
Шрила Прабхупада говорил - недостаточно сказать, что Бог велик, нужно
знать "как" Он велик. Таким образом мы приходим к более глубокому
восприятию Его славы. Подобным же образом, если мы оценим элементы величия
Шрилы Прабхупады, то наше осознание его уникальных качеств несомненно
увеличится. Шрила Кришнадаса Кавираджа Госвами говорит, что если мы
оцениваем милость Господа Чаитанйи, то наши сердца будут тронуты
удивлением. Тем же самым образом, если мы оцениваем качества и достижения
Шрилы Прабхупады, то мы не сможем не удивиться.
Великая личность оценивается по его великим качествам. Величайшая
личность это Кришна, который имеет безграничные трансцендентные качества.
Чистые преданные Кришны так же украшены прекрасными качествами, которые
ясно отличают их даже от величайших обусловленных душ. Многие люди
рекламируются как великие, но величие Вайшнавских ачарйев находится выше
примитивного величия мирских героев. Даже в истории Вайшнавизма Шрила
Прабхупада занимает уникальное положение, поскольку он дал Кришну
миллионам. Шрила Прабхупада каждый момент представляет сотни и тысячи
сияющих качеств. Из-за того что мы обусловлены майей и обладаем
ограниченным разумом наше восприятие или даже наше ощущение величия Шрилы
Прабхупады очень мало. Если бы кто-нибудь собрал всю информацию которую мы
имеем о Шриле Прабхупаде и дал бы подробные примеры его многих качеств, то
они могли составить энциклопедию. Я даю здесь лишь небольшие намеки на
некоторые из наиболее выдающихся качеств Шрилы Прабхупады. Я надеюсь, что
этот небольшой вкус поможет увеличить восприятие Шрилы Прабхупады.
Шрила Прабхупада писал в книге "Кришна Верховная Личность Бога"
(Молитвы Олицетворенных Вед) :"Господа прославляют за Его славу. Из всей
Его славы наиболее важно то, что Он проявляет милость по отношению к
обусловленным падшим душам вызволяя их из когтей майи." Кришна очень добр
и милостив, Он приходит как Господь Чаитанйа для того чтобы специально
распространить свою милость наиболее падшим. Кришна так же распространяет
Свою милость через Своих уполномоченных представителей. Поэтому можно
понять, что любой преданный, который широко распространяет Сознание Кришны
без личных мотивов и тяжело работает ради Кришны для возвышения
обусловленных падших душ, является представителем милости Кришны.
Несколько преданных в прошлом были поборниками милости Кришны.
Рамануджачарйа, Мадхавачарйа, Нароттама даса, Шриниваса Ачарйа, Шймананда
Прабху и все другие были могущественными проповедниками, которые привели
многих людей к Сознанию Кришны. И все же, если мы оценим все, что сделал
Шрила Прабхупада, мы не обнаружим кого-либо еще, кто распространил бы
милость Кришны столь широко или попытался распротранить милость Кришны
столь многим людям настолько отвратительно падшим в майу. Из всех
безграничных и неизмеримых богатств Кришны Его величие является Его
милостью к обусловленным падшим душам - и Шрила Прабхупада является
величайшим проявлением этой милости.
Все предидущие ачарйи старались установить верховенство Сознания
Кришны через проповедь и написание книг. Они делали это в традиционной
Индии, где Ведическое знание и культура широко распространены. Шрила
Прабхупада делал то же самое в мире, не имеющем знания о Ведах или
почтения к их наставлениям. Это выдающееся достижение ставят Шрилу
Прабхупаду даже более великим среди величайших ачарйев. Конечно, Шрила
Прабхупада всегда считал себя слугой ачарйев. Его служение предидущим
ачарйам было не только в том, чтобы представить их послание, но так же
чтобы установить их абсолютную правильность посредством своей
безошибочности и бескомпромиссного представления.
Шрила Прабхупада писал:"Крайне трудно обратить млеччху или мясоеда в
преданного Господа Кришны. Поэтому любой, кто может делать это расположен
на высочайшем уровне Вайшнавизма".(Шри Чаитанйа-чаритамрта Антйа-лила 7.19
комм.) Если обращение млеччхи в Вайшнава это признак высочайшего
преданного, то каково же тогда положение Шрилы Прабхупады ? Мы не млжем
вообразить. Милость Шрилы Прабхупады просто невозможно оценить. Чаитанйа
Махапрабху лично вошел в тело Накулы Брахмачари и проявился в нем через
свою собственную потенцию так чтобы просто видя его люди могли становиться
преданными. Таким образом Господь Чаитанйа наделил его полномочиями
освободить много людей. Тогда какой же милостью Господь Чаитанйа наделил
Шрилу Прабхупаду, что он мог один отправиться в страны млеччхов и сделать
тысячи преданных ? Даже после своего ухода Шрила Прабхупада продолжает
делать тысячи преданных через книги и через это движение. Даже среди
великих ачарйев Шрила Прабхупада особенный.
Шрила Прабхупада на каждом шагу очищает этот мир от миллиардов
греховных действий. Каждый его взгляд и движение было наставлением. Каждый
атом существа Шрилы Прабхупады был пронизан энергией Радхи и Кришны для
того, чтобы вдоховлять других любить их.
Интенсивное Сознание Кришны Прабхупады, любовь ко всем живым существам,
глубина его личности и все другие трансцендентные качества столь полно
представлены в нем, что чем больше мы обсуждаем их, тем больше мы
возвышаемся. Чем больше мы возвышаемся, тем больше мы осознаем, что мы не
можем достичь конца качеств Прабхупады, поскольку они прекрасны,
бесконечны и безграничны.
Шрила Прабхупада хорошо известен за то что он распространил Сознание
Кришны по всему миру. Сейчас мы принимаем как само собой разумеющееся, что
есть преданные в Америке, России, Японии, Африке и по всему миру. Но
давайте не забудем, что всего лишь несколько лет назад было невообразимо,
чтобы не индийцы могли принять традиционную Ведическую культуру с
ограничениями влоть до "без чая". Это было невообразимо, чтобы Гаудийа
Вайшнавизм был даже более чем культурным предметом ограниченным Бенгалией,
Ориссой и Вриндаваном. Сегодня движение Харе Кришна является установленной
религиозной силой с Западными людьми и другими не индусами, воспевающими
Харе Кришна и проповедующими Бхагават-гиту с такой убежденностью и
энтузиазмом,которая редко встречается у Вайшнавов Индии. Как это возможно?
Кто ответственен за все это ? Этот маленький пожилой свами, который
находился на Бостон Пайр не зная даже куда идти - направо или налево.
Начав с сорока рупий и коробки книг Шрила Прабхупада начал
международное движение с храмами, фермами, школами и бесчисленными томами
книг, публикуемыми на всех главных языках. Прибыв в Америку в "последний
период своей жизни" в течении двенадцати лет он сделал "Харе Кришна"
домашней фразой и посадил семена культурной и духовной революции для
коренного изменения мира. Он не был "просто другим свами" начавшим "просто
другое движение". Стандарт чистоты и преданности, которые он требовал от
своих последователей, свидетельствуют о его гениальности и его
нерасположенности к компромиссам ради того чтобы иметь много поклонников.
Такие достижения не приходят сами собой, автоматически. Они возможны
лишь для личностей с огромной решимостью, чистотой, верой, терпением и
безусловно любовью. Никто не может распространить евангелие любви если он
сам не имеет любви, чтобы ее дать. Так же человек с замечательными
достижениями не может не иметь огромной глубины личности.
Так же как люди Бенгалии привлеклись Господом Чаитанйей благодаря Его
прекрасным трансцендентным качествам, так же позже, в ближайшие пятьсот
лет, люди Запада привлеклись к Прабхупаде. Он пришел из Индии не для того
чтобы просить о технологии, но чтобы дать нечто.
То что развил Прабхупада так быстро и из столь малого, не является, как
предполагали некоторые из его братьев в Боге, мирскими достижениями
основанными на жизненном опыте в бизнесе. Это не так, что Абхай Чаран Де
был бизнессменом встетившим своего гуру, изучил Шримад-Бхагаватам и
прдвинулся в духовной жизни. Шрила Прабхупада является нитйа-сиддха
маха-бхагаватой. Сам Шрила Прабхупада отмечал (чтобы в противном случае мы
не сомневались) что он является особым преданным особо уполномоченным
Кришной для того чтобы распространить Его славу по всему миру. Кршна-шакти
вина нахе тара правартана, "Без специальных полномочий от Самого Кришны
никто не может проповедовать широко Его славу по всему миру." (Шри
Чаитанйа-чаритамрта Антйа-лила 7.11) Сила Прабхупады исходит из его чистой
преданности Кришне и указывает на смысл его миссии. Прабхупада был просто
привержен к Кришне. Он никогда не прекращал говорить о Кришне или служить
Ему. Для Прабхупады это было естественно и он был полностью удовлетворен
будучи таковым.
Можно было бы сказать, что Шрила Прабхупада не делал все сам. Он имел
много помощников чтобы помогать ему. Но почему они помогали ему ? Что
вдохновило тысячи из гедонистической молодежи Западного мира решительно
изменить курс своей жизни и посвятить все - их жизни, умы, деньги,
независимость старому джентльмену из другой части мира ? Подобный вопрос
был задан Навабом, когда Чаитанйа Махапрабху возвратился в Бенгалию
сопровождаемый тысячами последователей. Наваб был достаточно разумен для
того, чтобы понять, что должно быть Он величайший пророк, поскольку вместе
с ним возбужденно шли огромные толпы, хотя Он не давал им ничего
материального взамен.
Шрила Прабхупада преобразовал столь много жизней давая им сущность. Он
был столь полон ("океаническим", как сказала Салли Агарвал), что мог
наполнить любое количество пустых сердец до переливания через край. Мы
любим слушать о Прабхупаде, потому что каждая "история о Прабхупаде"
относится к глубине его характера, его любви, его сострадания и его
заботы. Мы чувствуем убежденность и вдохновление.
Прабхупада был особенным, потому что он был свободен от вожделения,
жадности, зависти и любых других слабостей нормальных человеческих
существ. Каждое его действие было прекрасным, будучи сознательно
направленным к цели удовлетворения Кришны. Он никогда не соскальзывал с
трансцендентного сознания даже на мгновение.
Прабхупада очаровывал каждого. Однажды преданный, удивленный прекрасным
отношением Прабхупады со всеми различными людьми, отметил :"Прабхупада,
каждый любит вас!" "Да, - как отмечая факт ответил Прабхупада,- это
потому, что я люблю каждого."
Прабхупада был дружественным, смиренным, простым, радостным и чистым.
Так же он был агрессивным для Кришны, решительным, с сердцем льва,
интенсивным и нетерпеливым к глупости. Он был полностью предан Кришне. Он
превнес эти качества в каждого, кто был достаточно разумным, чтобы стать
его последователем.
Шрила Прабхупада был практическим маха-бхагаватой, сошедшим на землю
парамахамсой. Хотя он был очевидно далеко-далеко выше нас, но он не
диктовал из-под облаков. Наоборот, он говорил то, что мы нуждались
услышать :"Ты не это тело. Иди и проповедуй." Хотя он был обширно
образованым и блестяще представлял писания, он принял трудности вести нас
через наше неофитское невежество и некомпетентность. У него не было
желания произвести впечатление на других. Все его усилия были бескорыстны
и предназначены только для удовлетворения гуру и Кришны. Таким образом он
автоматически производил впечатление, даже не стараясь для этого.
Мы видели многих святых преданных, но никого столь же посвятившего себя
желанию гуру и Кришны, как Шрила Прабхупада. Мы видели много образованных
преданных, но никого с таким авторитетным постижением сиддханты, как Шрила
Прабхупада. Мы видели преданных, которые сильны в шастрах и так же в своей
духовной практике, так же смиренных, порядочных и умиротворенных, не очень
активных. Мы видели активных проповедников, но никого даже близко столь же
совершеных, как Шрила Прабхупада. Мы видели тех, кто учены и тех, кто
обретя некоторый успех в проповеди стали подвержены гордости. Мы видели
преданных, которые являются хорошими менеджерами, но никого столь же
опытного как Шрила Прабхупада. Мы видели преданных, которые опытны в одной
или двух областях преданного служения, и других, которые компетентны во
многих областях. Но мы видели лишь одного - Шрилу Прабхупаду, - который
был опытен во всех подразделениях - проповеди, писательстве, управлении,
киртане, кулинарии, поклонении Божествам и т.д. Несмотря на то, что он
превосходил каждого, Шрила Прабхупада оставался смиренным - заключительное
подтверждение его уникального величия.
Нет конца описанию трансцендентных качеств Шрилы Прабхупады, мы даже не
хотим останавливаться в их описании. Его качества, совмещенные с его
достижениями, несомненно утверждают его как сверхнеобычную трансцендентную
личность.
Шрила Прабхупада по прежнему с нами, следит за продолжающимся
расширением движения Сознания Кришны. Мы можем ожидать, что если мы просто
следуем внимательно наставлениям Шрилы Прабхупады, то произойдут многие
удивительные вещи, которые нам теперь даже трудно представить. Появится
много замечательных преданных, чтобы совершать многие славные деяния. Все
же мы не увидеть кого-то подобного Шриле Прабхупаде. Нет никого подобного
Прабхупаде. Мы не можем сказать ничего или описать адекватно его
трансцендентную славу. Мы навечно в долгу перед ним и связаны с ним узами
любви. Осознавая свою беспомощность и неспособность правильно прославить
Шрилу Прабхупаду, я лишь продолжаю служить его миссии. Склоняя свою голову
к лотосным стопам Шрилы Прабхупады, все что я могу сказать чтобы подвести
итог моим чувствам, это Джая Шрила Прабхупада !


ВКЛАД В КУЛЬТУРУ И ОБРАЗОВАНИЕ.

Вклад Шрилы Прабхупады в интеллектуальную и культурную жизнь может быть
менее явным, чем его более видимые достижения в проповеди, основывании
храмов и публикации книг. Однако воздействие философа на образ мышления
людей является конечной проверкой его влияния. Вся миссия Шрилы Прабхупады
состояла в том, чтобы преодолеть атеистическое мировоззрение,
преобладающее в мире в настоящее время, и установить Кришну как Верховную
Личность Бога.
Несомненно, Шрила Прабхупада был наиболее выдающимся духовным лидером
современной эпохи. Он был так же наиболее продвинутым ученым, философом,
социальным критиком, психологом, научным деятелем, художником, писателем и
комедиантом. Привнеся Сознание Кришны в Западный мир, он дал искру жизни,
которая дает совершенство всем полям изучения, искусства и наук. Хотя
эффект от его вклада еще должен быть правильно признан, семя было посажено
и несомненно в должный срок принесет плоды.
Шрила Прабхупада дал правильный предмет для изучения, Сознание Кришны,
который не только удовлетворяет интеллект, но и просветляет сердце. Все
ветви образования могут сделать ошеломляющий прогресс приняв направление
из книг Шрилы Прабхупады. Мирские ученые, растрачивающие свой разум в
подробном анализировании перестановок и сочетаний тонкой материи, должны
еще открыть его высшее измерение учености. Поэтому Шрила Прабхупада уделял
большое занчение убеждению "ученого класса" (как он ссылался на них). Он
любил проповедовать университетским профессорам и другим интеллектуалам.
Он говорил, что его книги были особенно предназначены для разумного класса
людей. Библиотечная группа ББТ была начата по пожеланию Шрилы Прабхупады
распространять наборы его книг в университетские и колледжские библиотеки.
Бхактиведанта Инститьют был основан Шрилой Прабхупадой для проповеди
ученым, научным деятелям и интеллектуалам. Шрила Прабхупада дал идею того,
как мирская ученость может быть обращена в преданное служение в своем
комментарии к стиху идам хи пумсах тапасах шрутасйа ва [Ш.Б. 1.5.22]
Шрила Прабхупада желал завлечь внимание этих интеллектуалов, поскольку
великие умы влияют на меньшие умы. Если бы интеллегенция приняла Сознание
Кришны, то другие последовали бы, поскольку миром правят идеи, а не
оружие.


УЧЕНОСТЬ


Блистательность Шрилы Прабхупады как ученого видна из его книг.
Подготавливая свои комментарии Бхактиведанты, шрила Прабхупада изучал
комментарии предидущих ачарйев, в которых запутанные философские концепции
выражены на сложном Санскрите и Бенгали. Объясняя эти моменты на простом,
точном английском, Шрила Прабхупада продемонстрировал полное понимание
всех тонкостей, содержащихся в них. Всегда заботясь о своей аудитории,
Прабхупада сохранял свое послание прямым и ясным. "Кришна это Верховная
Личность Бога. Вы не это тело, а вечный слуга Кришны. Предайтесь Кришне.
Повторяйте Харе Кришна." Сосредотачиваясь на конечном предмете изучения -
Абсолютной Истине, Господе Шри Кришне, исчерпывающе представляя науку об
Абсолютной Истине, и делая трудные предметы понятными всем, Шрила
Прабхупада установил себя как величайшего автора и ученого.
Шрила Прабхупада был не только совершенным писателем, но так же и
обильным. Хотя другие современные Вайшнавы так же писали книги, никто не
писал даже приблизительно столько же , как Шрила Прабхупада. Никакие из
книг современных Вайшнавов даже приблизительно не влиятельны настолько же,
как книги Шрилы Прабхупады. Его книги не только прославляют, но в
действительности изучают, и не только один или два ученых, а сотни по
всему миру. Как сказал Шрила Прабхупада, "Разум человека проверяется по
его литературному вкладу", и "Мы превзошли всех авторов, кроме Вйасадевы".


НАУКА


За последние несколько веков ученые постепенно разрушили библейское
объяснение источника жизни и вселенной. Вначале осмеянные и притесняемые,
ученые в конечном счете одержали победу. Большинство современных теологов
пытаются толковать писания понятиями не противоречащими современной науке.
Всегда надеясь на милостивую благосклонность ученых, их попыткы состоят в
том, чтобы так или иначе сохранять религию живой, даже как второстепенную
в сравнении с наукой.
Сейчас в материалистической науке преобладают схоласты, и это именно те
ученые, которые получали наиболее вызывающую критику Шрилы Прабхупады.
Прабхупада выставлял напоказ их обванывания и утверждал, что цыпленок -
лучший ученый, чем они ! Прабхупада не тратил годы в научных поисках и не
был знаком со сложными научными гипотезами. Тем не менее он был величайшим
научным деятелем, он знал источник всего научного знания. Он осмеливался
выступать против всего мира, имея полную веру в шастры и Кришну.
Кто еще мог встать в Западном мире, гордом своими телескопами, и
провозгласить :"Луна намного дальше, чем солнце" ? Шрила Прабхупада не
только говорил это, но говорил это громко. Он высмеивал ученых и
использовал любую возможность для того, чтобы опровергнуть их глупые идеи
о том, что луна это крошечный спутник земли. Ученые имеют свои
университеты, дотации на исследования, научную согласованность мнений и
несовершенные чувства. Шрила Прабхупада имел шастры.
"Я никогда не изучал науку, но я бросаю им вызов. Они могут
принять меня за безумца, но я не безумец. Я прав. "
(Письмо от 12 ноября 1974 г.)

Следующие некоторые моменты из главных вкладов Шрилы Прабхупады в
современную науку это :
(1) Жизнь происходит из жизни - гипотезы (дествительные факты) для
преобразования общепринятых взглядов на вселенную. Нынешние склонности
в науке к заинтересованности сознанием могут достичь своего заключения в
етории жизнь происходит из жизни. Шрила Прабхупада представил научное
изучение сознания, как феномена незавмсящего от материи. Вполне возможно,
что только благодаря этому будущие философы науки будут оглядываться на
Шрилу Прабхупаду как на того, кто внес величайший вклад в библиотеку
мысли.
(2) Представление мировоззрения рационально и теистически, что може
синтезировать все ветви современной мысли, обнаружить и дать им логическое
заключение : вселенная возникает из замысла, а не случайности. Прабхупада
объяснил, как возникает вселенная, почему она возникает и кто стоит за
всем этим.
(3) Бросая вызов материалистическим научным догмам и давая свое видение
компетентным ученым, Шрила Прабхупада начал тенденции мысли, которые могут
приветсти к успехам, которые невообразимы сейчас в науке. Большинство
основных прорывов в науке произошли потому, что величайшие умы (такие как
Галилей, Коперник и Энштейн) осмеливались думать иначе и по-новому.
(4) Прабхупада привнес в науку Ведическую эпистомологию и антологию.
Прабхупада не отвергал научный метод, но рекомендовал сначала слушать
писания, а затем производить поиск, основанный на понимании писаний.
Современные ученые предпочитают "снизу-вверх" (восходящий метод), чем
"сверху-вниз" (нисходящий метод), но Прабхупада пришел чтобы перевернуть
все вверх дном. Однако его представление было не догматическим ("вы должны
мне верить"), а аналитическим ("вот почему вы должны мне верить"). Шрила
Прабхупада был способен убедить ученых лошикой и доводами. Он убедил не
многих, но некоторых, которые пришли к нему и получили направления для
того, чтобы произвести революцию в науке.
(5) Предоставление Вайшнавских концепций для продвинутого научного поиска.
(6) Вайшнавская астрономия - видение вселенной глазами Бога, для того
чтобы вытеснить видение глазами человека.


РЕЛИГИЯ


Шрила Прабхупада не принес с Востока "другую религию" для того, чтобы
конкурировать с имеющтмися на Западе. Наоборот, он дал то, что прежде
никогда не было известно : кршнас ту бхагаван свайам. Западные люди имели
смутную идею о Боге, но они ничего не знали о Кришне.
Сначала они воображали Бога гневным стариком. Позже они принимали Его
либо за умершего, либо в лучшем случае за безличную "силу". Когда Шрила
Прабхупада впервые прибыл в Лондон, корреспонденты газет спроили его
"Зачем вы приехали сюда ?" Прабхупада немедленно ответил :"Чтобы учить
вас тому, о чем вы забыли Богу".
Прабхупада спас Запад от имперсонализма и философии пустоты
(нирвишеша-шунйавади-пашчатйа-деша-тарине) и дал полную концепцию Бога.
Шрила Прабхупада сделал религию живой и настоящей, а не просто
еженедельным посещением церкви. Он дал практический опыт любви к Богу.
Как писал Прабхупада :
"Сегодня многие ученые защищают науку от религии, но религия
без практического опыта о Верховной Личности Бога совсем не
является религией. Шримад-Бхагаватам описывает это как
разновидность обмана. Религия означает подчинение приказам
Кришны, Верховной Личности Бога. Если кто-то не
квалифицирован разговаривать с Ним и брать от Кришны уроки,
то как он может понять принципы религии ? Таким образом
разговоры о религии или религиозном опыте без Сознания
Кришны - бесполезная трата времени."
[Чаитанйа-чаритамрта Мадхйа-лила 4.95 комм.]

Большинство людей, даже те, кто склонны к религии, не убеждены в
существовании Бога. Шрила Прабхупада доказывал, что Бог это факт. В начале
1966 года Ист Вилледж Азер отмечала, что Шрила Прабхупада пришел чтобы
доказать то, что Бог не мертв, хотя быть может Он и покинул церковь.
Атеисты отказываются верить в Бога как глупцы, бесчестные и
эксплуатирующие. Но справедливый наблюдатель не мог обвинить Шрилу
Прабхупаду в наивности, неразумности слабости или неискренности.
Материалистические психологи прибегают к причудливым теориям, чтобы
пытаться оправдать трансцендентную природу религиозного опыта. Однако те,
кто менее глупы, принимают реальностьсуществования Бога и способности
человека ощутить Его.
Как писал Шрила Прабхупада, "продвинутый преданный осознал свои вечные
взаимоотношения с Господом, и следовательно он не принимает логику и
аргументы других." [Шри Чаитанйа-чаритамрта Мадхйа-лила 22.153] Великие
ачарьи самой своей жизнью демонстрируют существование Бога. Они столь
полны Сознанием Бога, что лишь конченый негодяй может отрицать реальность
Его существование.
Шрила Прабхупада был таким ачарйей. Порою он проявлял такие
трансцендентные признаки, как проливание слез или ошеломление. Однако в
основном его экстаз проявлялся в его непрестанных усилиях распространить
Сознание Кришны и в его склонности говорить о Кришне.
Бхакти, которым обладал Шрила Прабхупада, было столь сильно, что другие
стали убеждены просто находясь рядом с ним, слушая его или даже просто
слушая о нем. Благодаря ему вера его последователей становилась
утвержденной, даже хотя все они не могли понять всего того, что он говорил.
Для тех, кто сомневался в Кришне, Шрила Прабхупада всегда был готов
предоставить логические доводы. Однако для него самого эти убеждения были
не нужны, поскольку он всегда видел Кришну лицом к лицу.Преманджана-
ччхурита-бхакти-вилочанена сантах садайва хрдаешу вилокайанти.
Так же как Шрила Прабхупада утвердил существование Бога, он утвердил и
реальность существования духовного мира. Если личность из другой страны
объясняет подробности о его месте проживания, то почему мы должны не
верить ему, даже если мы никогда не были там ? Прабхупада рассказывал нам
о месте где каждый имеет замечательные качества и где нет зависти, а лишь
чистая любовь к Кришне. И поскольку Прабхупада был сверхнеобычным, обладая
змечательными трансцендентными качествами, то когда он рассказывал нам о
духовном мире, населенном совершенными живыми существами, мы могли принять
это. Если бы кто-то иной, чем Прабхупада сказал нам это, то мы могли бы
остаться скептичными. Все же мы думали, что из всех обитателей духовного
мира Прабхупада был наиболее прекрасным, поскольку это именно он пришел,
чтобы спасти нас.
Что уж говорить о незнании Кришны, Запад не знал даже о карме и
реинкарнации. Они были столь невежественны, что считали довольно
приемлимым быть "религиозными" и так же употреблять мясо и вино. Через
проповедь Шрилы Прабхупады эти концепции постепенно принимаются в Западном
мире, хотя почти менее чем 30 лет назад были незнакомыми.


ФИЛОСОФИЯ


Шрила Прабхупада добавил в изучение философии в Западном мире новые
измерения, как это продемонстрировано в его дискуссиях Диалектического
Спиритуализма. Или наоборот, он впервые представил на Западе настоящую
философию.
Человек это неотъемлимо челеустремленное существо, с целями, ценностями
и стремлениями. Когда он начинает смотреть вне своего непосредственного
опыта и вопрошает о фундаментальной природе реальности, то он становится
философом. Философия это то, посредством чего человек обнаруживает смысл
жизни.
Более того, слово "философия" взято от греческого "философиа" (любовь к
истине). Однако Западная философия, более соприкасающаяся с
интеллектуальными неясностями, блуждала далеко от реальности. Большинство
совренменных философов отказывается видеть во всем руку Бога. Когда они
пытаются найти причину в космосе, отвергая очевидное, то не обнарудивают
ничего. Тогда они делают вывод, что мир бессмысленен и абсурден. Глупые
массы подхватывают их мировоззрение и основывают на нем весь свой образ
жизни. Шрила Прабхупада понял, что глупость, мелочность и бессмысленность
современной цивилизации происходят из-за того, что абсурдна философия,
лежащая в ее основе. Поэтому он старлся представить бхагават-таттва-
вигйану - науку об Абсолютной Истине.
"Мы можем сказать, что все эти большие так называемые
философы просто мудхи. Быть может я первый делаю это. Наша
философия совершенна и мы не можем быть никем побеждены. Так
что от вас зависит изучать это и быть способными прекрасно
представлять это." (Письмо от 26 августа 1975г.)

 

СОЦИАЛЬНЫЙ КРИТИЦИЗМ


Шрила Прабхупада был не только наиболее вредным социальным критиком, но
так же и единственным имеющим действительные решения. Часто в повседневном
словаре Шрилы Прабхупады для обычных людей современной эпохи были слова
"негодяи", "глупцы" и "животные". Социальный критицизм Шрилы Прабхупады
далеко превосходил чей-либо другой, посокльку он видел корень всех проблем
покрывающих общество. На те видух свартха-гатим хи вишнум : "Они не знают,
что настоящая цель это Вишну." (Ш.Б. 7.5.31) В то время как социологи,
экономисты и политические теоретики идут наощупь во всевозрастающей тьме,
Шрила Прабхупада дает решение всем проблемам :"Воспевайте Харе Кришна и
будьте счастливы". Указания Шрилы Прабхупады о простом, аграрном,
основанном на Боге обществе является единственной надеждой для
восстановления здравого смысла в обществе идущем к безумию.


ПСИХОЛОГИЯ


Как практичный психолог Шрила Прабхупада был опытен в том, чтобы помочь
многим, многим страждущим людям заново открыть свою изначальную счастливую
природу Сознания Кришны. Он был опытен и в воодушевлении и в поощрении. Он
знал как успокоить нервных, урезать гордость глупцов и извлечь из сердца
человека даже малейшую искру Сознания Кришны. Шрила Прабхупада не
относился к людям как к клиентам или объектам холодного клинического
наблюдения. Он видел каждого как духовную душу, забывшую о Кришне. Те, кто
были завистливы, встревоженные его способностью влиять на людей, обвиняли
его в промывании мозгов. Однако Шрила Прабхупада никогда не интересовался
психологическим манипулированием другими ради личной выгоды. Хотя Шрила
Прабхупада обладал сильной волей, он управлял не от ума, а от сердца.
Не говоря о его потрясающем понимании практической психологии, Шрила
Прабхупада явил так же Ведическую науку психологии. Ведическая наука о уме
проявляет влияние прошлого на наше нынешнее состояние ума. Современные
психологи анализируют детские переживания и их влияние на характер и
личность. Но Ведическая психология учит о совокупном последствии многих
желаний на наше нынешнее состояние, о последствии трех гун материальной
природы, и о прошлых греховных и благочестивых действиях. Поэтому
психологи тоже должны многому поучиться у Шрилы Прабхупады.


ЗАПАДНАЯ КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ


В действительности на Западе нет культуры. Настоящей культурой является
то, что привнес Шрила Прабхупада. Прабхупада бережно пересадил Ведическую
культуру неповрежденной в иностранную почву. Он был достаточно опытен в
том чтобы сделать приспособления, позволившие этой культуре привиться в
иной атмосфере не потеряв ничего из своих особенности и качеств.
Он дал видение нового мирового порядка с Кришной в центре. Шрила
Прабхупада дал Джаганатху и Ратха-йатру, Шримад-Бхагаватам, радость и
краски серым городам, танцы на улицах, расагулы, пакоры и другие несчетные
разнообразия прасада, гхи, духовное вегетарианство, тилаку, дхоти, сари,
четыре регулирующих принципа, брахманическую читстоту, сон на полу и
многое, многое, многое. Он сделал "Харе Кришна" домашним понятием. Сейчас
многие почтенные люди признают движение Сознания Кришны как позитивное,
любовное дополнение к Западной жизни. Конечно, Шрила Прабхупада хотел
больше, чем это. Он хотел духовную революцию Сознания Кришны. Нам нужно
еще долго идти, но признаки прогресса уже есть.


ГЛАВНЫЙ ПОСЛАННИК ИНДИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ


Шрила Прабхупада не любил приравнивать Сознание Кришны к Индуизму,
предпочитая подчеркивать трансцендентное положение чистого преданного
служения (сарвопадх-винирмуктам). Однако, даже Шрила Прабхупада принимал,
что Сознание Кришны взаимосвязано с Индией, по крайней мере на мирском
культурном уровне. Индуисты принимали Шрилу Прабхупаду за одного из
величайших святых современной эпохи. Конечно, это грубая оценка
трансцендентной славы Шрилы Прабхупады. И все же даже если мы примем Шрилу
Прабхупаду как "величайшего индусского святого" или "культурного посланца
Индии" (обращение, которое Шрила Прабхупада сам предложил по отношению к
себе в свои первые дни в Америке), то мы обнаружим, что Шрила Прабхупада
величайший. Шрила Прабхупада был первым, кто привнес на Запад Ведический
образ жизни. Он был первым, кто представил традицирнную религию и культуру
Индии без компромиссов. Даже сегодня нет индусского двидения со столь
многими Западными последователями, которое так подлинно "индийское" как
ИСККОН.
Конечно, наша цель это не быть индийцами или хинду, или даже быть
просто Ведическими, а быть чистыми преданными Кришны. Однако культурная
подлинность Шрилы Прабхупады является другим свидетельством его
искренности. Другое "впервые" в отношении Шрилы Прабхупады относится к
установлению им Божеств на Западе. Сегодня на Западе множество индуистских
храмов, но именно Шрила Прабхупада начал эту тенденцию.
Шрила Прабхупада сделал для Индийской культуры и для человечества
больше, чем все вместе взятые так называемые свами, приехавшие на Запад.
Наоборот, ложные свами не правильно представляли Индийскую культуру и
обманывая людей нанесли огромный вред. К сожалению, эти негодяи обычно
получают больше прославления, в то время как вкладом Шрилы Прабхупады
пренебрегают, или по крайней мере не принимают достаточно серьезно. Почему
это так ? Одна причина в том, что для того чтобы оценить сделанное Шрилой
Прабхупадой надо быть несколько продвинутым. Те же, кто находятся на
телесной платформе, апплодируют открытию больниц и школ и распространению
"индийской каши". Лишь те, кто стараются понять то, чему учил Шрила
Прабхупада, и т.о. по настоящему начинают приближаться к Кришне и
преодолевать майаваду, могут начать оценивать то, что он сделал. То, что
дал Шрила Прабхупада, столь глубоко и реально, что нет простора
воспринимать это легко или дешево. Быть может не многие оценят какие
ценные вещи дал нам Шрила Прабхупада, но те кто это сделают, станут
стойкими.


НЫНЕШНЕЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ ХИНДУ


С тех пор, как в 1947 году Индия стала независимой, многие мндусы,
особенно из образованного класса людей, потеряли веру в культуру своих
предков. Становясь атеистичными и гедонистичными, они стали воспринимать
Ведическую религию за незназначительный анахронизм. Общая склонность была
прочь от традиционных ценностей в сторону грубого материализма.
Большинство образованной молодежи Индии не чувствовало большой симпатии к
своей собственной культуре и стеснялось исповедовать какие-либо
религиозные ценности. Прабхупада очень сильно проповедовал против этого.
Он взывал к индийцам, чтобы они не оставляли свою духовную культуру.
Теперь течение переменилось. Хотя Индия все еще фанатично модернизируется,
все она оглядывается на свои корни. В Индии и вне ее индусы гордятся свой
собственной культурой. Строительство храмов снова в моде. Индийцев
призывают голосовать именем Рамы. Образованные люди открыто выражают свой
интерес к своей древней культуре. Прежде основным отношением молодежи к
преданным-иностранцам было недоверие и презрение. Теперь же это почтение и
принятие. Эта склонность только начинается, но уже обещает иметь
ошеломляющий эффект на политическую, социальную и интеллектуальную жизнь
Индии. Несомненно, главным факором в этом была стабильная приверженность
Западных членов ИСККОН к традиционной культуре и вере Индии. Индусы стали
воодушевлены тем, что в мире верят в Кришну, Раму и Бхагават-гиту. Шрила
Прабхупада видел, что индийцы слепо следуют за Западом. Его стратегия была
в том, чтобы проповедовать в Америке и привезти Западных преданных в
Индию, зная, что индийцы примут все, что делают американцы. План Шрилы
Прабхупады сработал. Требуется немного времени для того, чтобы получить
признание, но сейчас многие западные люди широко принимаются в Индии как
садху, саннйаси, брахманы и гуру. Многие индийцы признают, что они должны
учиться своей собственной культуре у западных преданных Кришны. ИСККОН это
домашнее понятие. ИСККОН устанавливает в Индии стандарт поклонения
Божествам.


СОВРЕМЕННЫЙ ВЙАСА


Рамешвара : (Они) изумлены тем, что вы написали так много книг. Они не
могут понять, как вы можете писать так много. Они удивляются - были ли вы
великим знатоком санскрита многие годы, пытаются предполагать они. Они
просто не могут вообразить кого-либо, кто пишет столь много.

Прабхупада : Мы превзошли всех материалистических авторов кроме Вйасадевы.

Рамешвара : Они удивляются где вы нашли время, чтобы так много изучать
древнюю культуру Индии, что вы могли писать так много. Они не могут это
понять. В Бхагаватам есть биография вашей Божественной Милости, где
упоминаются различные вещи, и они просто не могут понять, как вы могли
знать так много. Это вне материального ...

Прабхупада : Я сидел в аэропорту и подошел один замечательный молодой
человек. Такой разумный юноша. Его первый вопрос был :"Где вы обрели так
много общирных знаний ?" Я ответил :"Это не мое знание. Это знание
Вйасадевы. " (Беседа 9 июня 1976 г.)

Известный ученый отмечал :
"Его Божественная Милость А.Ч.Бхактиведанта Свами Прабхупада,
основатель-ачарйа движения ИСККОН в дополнение к своим
непрестанным путешествиям и другим многочисленным занятиям в
служении Господу принял на себя огромное задание по переводу
этого труда на санскрите (Шримад-Бхагаватам) на английский
приблизительно в шестидесяти томах ради блага и счастья
человечества. Это действительно удивительно, как он способен
делать это в одиночку, и когда кто-то задумывается об этом,
кроме его других великих литературных трудов, то этот
человек изумляется. Не тот же самый Вйаса Муни возродился ли
в наше время для того, чтобы переделать свой старый труд на
вселенский язык этого века для духовного возвышения
современных людей." [Беседа от 25 июня 1976 г. Из письма Шри
Р.Субраманйам, Нац. парламент Нью-Дели]

 

АЧАРЙА ВСЕГДА


"Ачарйа всегда". Так сказал Гуру-крипа когда он увидел Прабхупаду с
нами в его последние дни, показывавшего как быть полностью сознающим
Кришну при наихудшем здоровье, и учившего, как чистый преданный готовится
к смерти и встречает ее.
С того момента, как Прабхупада вошел в наши жизни и до момента своего
ухода он постоянно обучал. Он учил речью и действием. "Пример лучше чем
увещевание." Частью величия Прабхупады было то, что он не был привязан к
укршениям величия. Он мог сойти с вйасасаны и показать свом ученикам как
мыть пол. Он говорил "Делайте необходимое", и всегда был готов сам делать
тоже самое.
Как опытный ачарйа, Прабхупада мог ответить полностью на вопосы любого,
вдобавок порсто, несколькими словами. Его ответы представлялись с ясностью
и логикой, в точности согласно шастрам. И что наиболее важно - Прабхупада
знал сердце каждого и отвечал соответственно. Искреннее вопрошение всегда
встречалось с ответами, которые удовлетворяли не только разум, но так же и
сердце.
Прабхупада хотел чтобы Кришне служили правильно и чтобы преданные все
делали верно. Он был заботлив до мелочей. Он не позволял лодырничеству
происходить беспрепятственно. Он видел лень и беззаботность как признаки
недостаточного бхакти. Он отчитывал преданных за стояние спиной к
Божествам и за другие бесчисленные недостатки, кажущиеся незначительными.
Если он обнаруживал в преданном какой-либо дух непреданности, то он
искуссно удалял это.
Сотни примеров показывают, как Прабхупада является "Ачарйей всегда".
Вот некоторые из них :

В толпе преданных Прабхупада держал дверь открытой для матери с
ребенком в коляске.

Прабхупада готовил совершенные чапати, даже когда "мука не очень
хорошая и печка не очень хорошая" [Рассказано Харикешей Махараджей]

Прабхупада учил своих учеников как поклоняться ему в день Вйаса-пуджи.

Прабхупада отказывался есть в течении нескольких дней, пока находился в
доме мясоеда, даже хотя его хозяин был богатейшим и влиятельнейшим
человеком в стране. [Шрила Прабхупада-лиламрита т.4 стр.110-111]

Прабхупада подталкивал каждого тяжело работать для Кришны и сам работал
тяжелее чем кто-либо другой.

Ачарйа распространения книг : получив коробку с новыми книгами "Кришна
бук" на Ратха-йатре он тут же продал их толпе.

Прабхупада даже использовал ручной насос и принял ледяной
предрассветный душ во время Кумбха-мелы чтобы научить своих учеников не
пропускать мангала-арати даже когда холодно.
[Шрила Прабхупада-лиламрита т.4 стр. 197-198]

 

САРВА-ДЕВАМАЙО ГУРУХ


В Шримад-Бхагаватам (11.17.27) Господь Кришна утверждает, что духовный
учитель неотличен от Него самого (ачарйам мам виджанийан) и является
представителем всех полубогов (сарва-девамайо гурух). Слово "дева" так же
означает "преданный". Поэтому духовный учитель, особенно такой великий
ачарйа как Шрила Прабхйпада, представляет Бога, Его преданных и полубогов.
Шрила Прабхупада учил персонализму - каждое ощущающее существо является
отдельной и определенной личностью. Вместо слова "личность" он использовал
"индивидуальность". Это необычное употребление согласно нормам
использования английского [В англ.яз. слово "person" переводится буквально
как "личность", "лицо", "особа", в то время как слово "personality" -
"индивидуальность", т.е. обладающая личными свойствами, особенностями
характера.], но Прабхупада подчеркивал, что "личность" означает
"индивидуальность". В своих книгах Прабхупада представил нам так много
замечательных индивидуальностей, среди которых Господь Шри Кришна является
самым замечательным. Прабхупада так же явил нам прекрасные трансцендентные
качества Кришны, Его инкарнаций и Его великих преданных. Прабхупаду можно
сравнить со многими великими индивидуальностями. Тем не менее нет никого
такого же как Прабхупада. Шрила Прабхыпада так прекрасен, и я так счастлив
иметь его своим духовным учителем ! Джайа Шрила Прабхупада !
Подобно Кришне Шрила Прабхупада имеет многоликую индивидуальность. Он
юмористичен, непредсказуем, полон любви и очарования и приятен во всех
отношениях для всех за исключением закоренелых демонов (и милостив даже к
ним).
Как Кришна всепривлекающий и пленяет разных личностей по разному, так
и Прабхупада тоже всепривлекающе находит разные способы для того, чтобы
привести к Кришне различных людей.
Кришна полон непостижимых противоречий. Он столь огромен, что все
вселенные покоятся в Его теле. И все же Он настолько мал, что Он входит в
каждый атом. Он всемогущ, самодостаточен и обладает всеми богатствами, и
все же в Своей форме Божества Он соглашается, чтобы преданный нес Его в
коробке. Он столь милостив, что Он готов быть проданым Своим преданным, но
Он беспощадно уничтожает демонов. Шрила Прабхупада был непостижим подобным
же образом. Как Кришна он был тверд как молния и мягок как роза. Шрила
Прабхупада всегда был тверд и бескомпромиссен в своей решимости победить
демонов, и естественно он был мягким, любящим и добрым ко всем, кто
смиренно обращался к нему. Он всегда был непривязан, полностью завися от
Кришны, хотя, казалось, и был поглощен в мирские дела по управлению
движением Кришны. Шрила Прабхупада всегда говорил о Кришне, даже обсуждая
финансовые, юридические и другие предметы, кажущиеся мирскими. Опытный в
бизнесе и юридических делах, он вел себя естественно сладко и просто, как
ребенок. Шрила Прабхупада перехитрял таких ловких демонов, как М-р Нэйр,
будучи более ловким, чем они. [Шрила Прабхупада-лиламрита т.5 стр.128-129]
Джайа Шрила Прабхупада !
Как Чаитанйа Махапрабху является наиболее великодушной инкарнацией Бога
когда либо появлявшейся в этом мире, свободно раздавая то, что никогда не
давалось прежде (любовь к Кришне), так и Шрила Прабхупада является
наиболее великодушным и милостивым гуру, который был когда либо. Господь
Чаитанйа пришел специально, чтобы поднять наиболее падщих, и Шрила
Прабхупада несомненно делал для Него эту работу. Джайа Шрила Прабхупада !
Духовный учитель это представитель Господа Нитйананды, изначального
духовного учителя. В комментарии к Шри Чаитанйа-чаритамрте Ади-лила 1.46
(ачарйам мам виджанийат) Шрила Прабхупада пишет : "Духовный учитель всегда
считается одним из сокровенных спутников Шримати Радхарани и проявленным
представителем Шри Нитйананды Прабху." В одном письме Прабхупада
писал,"Мой духовный учитель неотличен от Господа Нитйананады". [Письмо от
3 июня 1970 г.] Подобно Господу Нитйананде Шрила Прабхупада часто был
юмористичен, порою разгневан и всегда непредсказуем.
В Шри Чаитанйа-чаритамрте Антйа-лила 13.149 мы обнаруживаем Господа
Нитйананду путешествующим повсюду с двумя целями : проповедовать любовь к
Кришне (према-прачарана) и подчинять неверующих (пашанда-далана). Господь
Нитйананда и Его последователи проповедовали Сознание Кришны везде и
всюду без различий, всячески рискуя при проповеди среди неверующих,
мясоедов и внекастовых. Господь Нитйананда и Его люди свободно
перемещались среди всех классов людей, не заботясь о социальных
условностях. Они никогда не считали, что могут оскверниться или быть
изгнаны из общества. Они просто хотели дать Сознание Кришны каждому. С тех
пор никто не показывал такую смелость в распространении Сознания Кришны,
как Его Божественная Милость Шрила Прабхупада. Джайа Шрила Прабхупада !
Адвайта Ачарйа привел Чаитанйу Махапрабху в этот мир Своим громким
призывом. Шрила Прабхупада снова привел Господа Чаитанйу в этот мир в
форме Его жвижения санкиртаны, которое было почти потеряно.
Джайа Шрила Прабхупада !
Как Господь Нарайана очарователен, прекрасен, очень величественен и
пользуется почтением и благоговением, так же и Шрила Прабхупада. Как Ему
всегда помогает богиня удачи, так же и Шриле Прабхупаде. Джайа Шрила
Прабхупада !
Как Матсйа-аватара Шрила Прабхупада спас Веды от затерянности в океане
безразличия и пересказал их верным преданным. Джайа Шрила Прабхупада !
Как Курма-аватара стал основанием, когда полубоги и демоны пахтали
молочный океан, так и Шрила Прабхупада стал опорой для всех видов живых
существ, чтобы пахтать океан преданного служения. С первым выходом яда
были сокрушены наши грубейшие материальные занятия. Как Господь Шива
проглотил весь яд, не затронутый им, так и Шрила Прабхупада сжег наши
греховные реакции. Когда пахтание продолжалось, то были произведены
всевозможные замечательные результаты, и в конце каждый обрел нектар любви
к Богу, который Шрила Прабхупада распространил каждому, и полубогам и
демонам, без различий. Джайа Шрила Прабхупада !
Как Господь Вараха спустился в грязное место чтобы спасти Землю, так и
Шрила Прабхупада приехал на оскверненный грехом Запад чтобы спасти нас !
Джайа Шрила Прабхупада !
Как Господь Нрисимхадева появился чтобы доказать существование Бога
стойкому атеисту, который отказывался верить в Него, и чтобы показать, что
Он не стереотипен, так же сделал и Шрила Прабхупада. Как Господь
Нрисимхадева разорвал Хиранйакашипу, так и Шрила Прабхупада подробно
расчленил неправтльные идеи современных ученых. Джайа Шрила Прабхупада !
Как Господь Ваманадева Шрила Прабхупада физически выглядел мал ростом,
но его шаги покрыли землю и покорили ее. Господь Вамана отобрал у Бали
Махараджи все материальное имущество и отдал Бали Самого себя. Подобным же
образом Шрила Прабхупада пришел забрать все наши материальные
привязанности, чтобы дать нам Кришну и самого себя так же. Джайа Шрила
Прабхупада !
Появление Шрилы Прабхупады было таким же необычным, как и явление
Господа Матсйи, Господа Варахи и Господа Ваманы. Никто не мог предположить
какие замечательные вещи должны были произойти вскоре после его появления.
Его прибытие в Нью-Йорк как пожилого индийского джентельмена с хриплым
акцентом, экзотическими одеждами, совершенными манерами и неслыханным
посланием несомненно было необычным, даже в это наиболее необычное время в
наиболее необычном из городов. Как эти три Господа он начал будучи очень
маленьким, как бы беспомощным, но быстро удивил всех, став очень большим.
Даже когда, казалось, Шрила Прабхупада был маленьким, он был все же
наиболее значительным; этого не знал никто. Джайа Шрила Прабхупада !
Как Господь Парашурама с неуиеньшаемым энтузиазмом повторно атаковал
демоничных лидеров, так же делал и Шрила Прабхупада.Джайа Шрила Прабхупада!
Однажды Шрила Прабхупада сравнил себя с Господом Рамачандрой. "Как
Господь Рама пересек море", сказал он,"и привез в Индию Лакшми из земли
асуров, так же сделал и я. Как Раме помогала армия обезьян, так и мне !"
Рама привез Лакшми как Ситу; Шрила Прабхупада привез Ее как деньги для
строительства храмов. Джайа Шрила Прабхупада !
Как Господь Баларама, хотя и осознавая полностью могущество Кришны,
считал Себя защитником Кришны, так же делал Шрила Прабхупада защищая
движение Харе Кришна (которое он видел неотличным от Киршны) и
бесчисленные формы Божеств Господа, которые он установил. Джайа Шрила
Прабхупада !
Как Господь Буддха был непривязан и спокоен, умиротворен и мудр,
никогда не поддерживая чрезмерное взаимоотношение с объектами чувств или
чрезмерное отречение от них, таким же был и Шрила Прабхупада. Джайа Шрила
Прабхупада !
Как Господь Калки гневно уничтожал демонов, так и Шрила Прабхупада
уничтожал демонические теории, гневаясь на негодяев за их зависть к
Кришне. К нашему счастью, Шрила Прабхупада убивал грехи, а не грешников,
поскольку он возвещал Золотой Век. Джайа Шрила Прабхупада !
В Шримад-Бхагаватам (2.7.11) говорится о инкарнации Хайагрива :"Когда
Он дышит, то из Его ноздрей исходят все сладкие звуки Вед." Подобным
образом каждыое дыхание Шрилы Прабхупады было сознающим Кришну. Все что он
говорил, было шастрой. Он не говорил ничего, кроме Сознания Кришны. Джайа
Шрила Прабхупада !
Подобно Махарадже Ришабхадеве Шрила Прабхупада говорил сильно и ясно о
правильном использовании человеческой формы жизни и о рабстве полового
влечения. Джайа Шрила Прабхупада !
Подобно Махарадже Притху Шрила Прабхупада пришел чтобы восстановить
порядок из хаоса, дать правильную идею о том, как и что должно делаться и
показать как должен быть организован мир. Джайа Шрила Прабхупада !
Как представитель Вйасадевы Шрила Прабхупада был другим Вйасой,
производимшим многочисленные тома трансцендентной литературы,
представленной в манере, приемлимой для нынешних людей. Джайа Шрила
Прабхупада !
Подобно четырем Кумарам Шрила Прабхупада был всегда юн, хотя и мудрее
всех. Никто не думал о нем как о старике, поскольку он всегда был свеж в
Сознании Кришны. Джайа Шрила Прабхупада !
Шрила Прабхупада недолго был с нами, подобно тому, как Вишну показал
себя Нараде, просто чтобы дать нам вкус нектара чистого Сознания Кришны.
Он ушел так скоро, оставив нас всегда скорбеть об общении с ним. Джайа
Шрила Прабхупада !
Господь Вишну является поддерживающей силой, стоящей за вселенной, хотя
Он и невидим. Так же и Шрила Прабхупада поддерживает ИСККОН.
Сверхдуша это постоянный товарищ и друг каждого живого существа.
Шримад-Бхагаватам (1.2.2) указывает, что великие преданные такого уровня,
как Шукадева Госвами, так же могут проникать в сердце всех. Мы видели, как
Шрила Прабхупада понимал, что у каждого в глубине сердца и как иметь дело
с каждым совершенным образом. Даже сейчас Шрила Прабхупада руковолит
жизнями миллионов джив, вдохновляя их изнутри их сердец, включая столь
многих, кто пришел в Сознание Кришны после его кажущегося оставления этого
мира. Джайа Шрила Прабхупада !